Мир Детства » Этот день в истории » 16 декабря - день рождения В. Я. Стоюнина

Владимир Яковлевич Стоюнин (16 декабря 1826 — 4 ноября 1888) — российский педагог и публицист.

Биография

Родился 16 декабря 1826 г. в Петербурге. Закончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию, и затем Петербургский университет. Работал учителем русского языка и словесности, принимал участие в работе петербуржских педагогических собраний, Комитета грамотности, руководил воскресной школой, преподавал в Мариинском училище, а затем в Мариинском институте. Организовал комиссию по упрощению орфографии русского языка. Был инспектором Московского Николаевского сиротского института. Жена В. Я. Стоюнина, Мария Николаевна, открыла частную женскую гимназию, в которой он был инспектором, преподавателем русского языка, словесности и истории. Умер в Петербурге 4 ноября 1888.

Педагогические взгляды

В начале 1860-х годов, включившись в обсуждение проекта гимназического Устава, В.Я. Стоюнин выступает уже как сложившийся педагог, автор статей, учебника "Высший курс русской грамматики" (1855) и хрестоматии "Русская лирическая поэзия для девиц" (1859). Критикуя распространенные в гимназиях формализм и увлечение древними языками, он не становится и на сторону защитников реальных гимназий, высказываясь против ранней дифференциации обучения. Стоюнин отрицает филологический разбор и направленность школьного анализа исключительно на умственное развитие учащихся. Одной из главных задач школьного преподавания он считает "воспитание человека и гражданина". В его работах последовательно проводится идея патриотического и нравственного воспитания средствами литературы, особенно сильно воздействующей на эстетические чувства учащихся. По его мнению, "развивая эстетическое чувство, мы через то самое действуем и на развитие умственных, равно как нравственных сил". Особенно много сделал С. в области разработки целостной системы методики преподавания литературы в школе. Выдвинул принцип историзма в изучении литературы, отстаивал необходимость углублённой работы над текстом художественного произведения, анализа его в единстве формы и содержания. Создал новый тип учебного пособия для учителей, включающего методику, теорию и конкретный анализ художественных произведений. Основные взгляды по вопросам педагогики и методики преподавания литературы С. изложил в работах: "Развитие педагогических идей в России в 18 столетии" (1857—58), "Наша семья и её исторические судьбы" (1884), "О преподавании русской литературы" (1864), "Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы" (1869) и др. С. принадлежит ряд работ по истории русской литературы, статьи о А. Д. Кантемире, Л. П. Сумарокове, А. В. Кольцове и др., а также монографии о А. С. Пушкине и А. С. Шишкове.

Цитаты:

«школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную любовь к истине, правде, добру и прекрасному и стремление к ним»

«школа не может навязывать никакой теории для жизни, никакой исключительной идеи, которой должна быть посвящена жизнь... юноша должен вступать в жизнь с полной свободой выбрать себе поприще, лишь было бы в нем живо чувство справедливости, честности, стремление соединить свое благо с общим»

«пусть школа видит свое дополнение в семье, а семья в школе. Обе они в тесной связи могут укреплять друг друга, увеличивая взаимно воспитательные силы»

«Просвещенный человек не тот, у кого много несвязных понятий или таких, которые составляют одну какую-нибудь специальность, а тот, кто через научные познания развил в себе высшие понятия, которые определяют человеческую жизнь в ее отношениях ко всему окружающему, т. е. к природе и к обществу. Просвещением вызываются присущие человеку стремления к истине, правде, добру и изящному и сами им поддерживаются. Следственно, с просвещением соединяются все сферы деятельности: и ученого, и администратора, и судьи, и медика, и филантропа, независимо от тех специальных познаний, которые им нужны для деятельности»