Мир Детства » Этот день в истории » 3 февраля - день рождения И. И. Бецкого

Иван Иванович Бецкой (3 февраля 1704, Стокгольм - 31 августа 1795, Санкт-Петербург)

Биография

Общественный деятель, действительный тайный советник (1766).Внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя И.Ю. Трубецкого (впоследствии фельдмаршала), взятого шведами в плен при Нарве; мать - шведка (баронесса Вреде или Спарре), принадлежала к высшему обществу.

Детство Бецкого прошло в Швеции. Окончил Копенгагенский кадетский корпус. С 1719 секретарь русского посольства в Париже, с 1728 служил в военной коллегии, находясь в подчинении у своего отца. В 1741-1747 камергер двора герцога Голштинского Петра-Ульриха (будущего императора Петра III).

Служба при малом дворе положила начало дружескому к нему отношению Екатерины II. В связи со сменой придворных, окружавших наследника престола, Бецкой в 1747 был уволен с чином генерал-майора; совершил длительное путешествие по странам Европы, во время которого познакомился с Вольтером, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

В 1762 возвратился в Санкт-Петербург. В 1762-1779 личный секретарь императрицы Екатерины II. Инициатор создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений. В 1763 представил Екатерине II программный документ учебно-педагогической реформы - «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола», в котором были использованы идеи Я.А. Коменского, К. Фенелона, Дж. Локка, Руссо и др. В 1764 его план утвержден Екатериной II, Бецкой получил полномочия для преобразования имевшихся и создания новых учебных заведений.

Целью Бецкого было создание полезной государству «породы людей», которые затем через семью распространят принципы нового воспитания на все общество. Этой цели должна была служить созданная в 1760-х -начале 1770-х гг. система закрытых учебных заведений с широкой образовательной программой «развития тела и души». В эти заведения принимались дети 4-6 лет. Они полностью изолировались от родных и общества и обучались до 18-20 лет.

Все вновь открытые и реорганизованные учебные заведения с 60-х до начала 90-х гг. XVIII в. были объединены руководством Бецкого, который являлся главным попечителем Московского воспитательного дома (1763-1792), президентом Академии художеств (1763-1795), попечителем Смольного общества благородных девиц (1764-1789), членом совета (с 1764) и фактическим руководителем Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1765-1782). Бецкой возглавлял также Канцелярию от строений (1762-1793), был одним из основателей и членов (с 1762) Комиссии от строений Санкт-Петербурга и Москвы.

Бецкой разработал «Генеральный план императорского воспитательного дома в Москве» (1763), уставы кредитных учреждений (банков, Ссудный, Сохранной и Вдовьей казны). Им подготовлены и опубликованы «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов... о воспитании детей от рождения их до юношества» (1766), «Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» (1789-1791) и др.

За свои заслуги был награжден орденом Св. Андрея Первозванного, одним из первых награжден орденом Св. Владимира (22.9.1782). Однако особых денежных вознаграждений не получал (кроме мызы Нейгауз в Лифляндии, пожалованной ему в 1764); жил преимущественно на средства, доставшиеся ему от отца, имел в Санкт-Петербурге дом. В 1783 тяжело заболел и медленно умирал; смерть его прошла незамеченной, не было упоминаний даже в газетах. Только Г. Р. Державин почтил его кончину стихотворением «На кончину благотворителя». Похоронен Бецкой в Александро-Невской лавре.

Педагогические взгляды

- частично осуществил и описал педагогическую реформу в России;

- признавал значение физического воспитания и необходимость считаться с темпераментом ребенка;

- Полагал «надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая её, но способствуя ей».

Цитаты:

«…по сему ясно корень злу и добру воспитание; держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остаётся, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим тоже прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами и от них дети предали бы паки своим детям: и так следуя от родов в роды, в будущие века»;

«Человек, чувствуя себя человеком, …не должен допускать поступать с собою как с животным»;

«Чтобы с изящным разумом изящнейшее ещё соединялося сердце»;

«Человек должен познать правила гражданской жизни».

«Корень всему злу и добру — воспитание»;

«Украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях»;

«Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству…, особливо же вкоренять в них… склонность к опрятности и чистоте»