Мир Детства » История » История педагогики и образования » История научно-педагогических школ » Петроградский педагогический институт дошкольного образования

Петроградский педагогический институт дошкольного образования

(Материалы международной научно-практической конференции Монтессори-конгресс EUROASIA 2013 – СПб.: изд-во ВВМ, 2013 – 196с., с. 28 – 32)

Е.М. Колосова

Закон об образовании в России и новые федеральные образовательные стандарты нацелены на обеспечение максимальных условий для развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Поставлены задачи создать школу, способную раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них инициативных, творчески мыслящих, умеющих выбирать свой профессиональный путь, готовых обучаться в течение всей жизни. В документах указывается, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие задания, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

Много и другого хорошего прописано в документах про нашу будущую школу. Но, научиться всему этому невозможно без учителя. Поэтому, роль учителя выделяется как «ключевая особенность» школы. Именно от учителя зависит во многом реализация концепции будущей школы. Отсюда встают и новые задачи в деле подготовки кадров, обладающих широким кругозором, современными высокотехнологичными компетенциями. Но, если мы посмотрим на исторический опыт, то увидим, что перед педагогом - воспитателем в переломные периоды развития общества всегда ставилась высокая планка.

В истории мы найдем много примеров тех идей, которые не потеряли своей актуальности и сегодня и будут востребованы в будущем. Провозглашенные идеи современности очень созвучны идеям 1920-х годов, когда октябрьская революция 1917 года стала началом коренной перестройки всего народного образования. В ноябре уже создана государственная комиссия по просвещению. Провозглашены основы новой политики в области народного образования: введение всеобщего обязательного бесплатного обучения, организация единой светской школы, обеспечение народного образования высоким бюджетом, подготовка учителей, их участие в обсуждении мероприятий по народному образованию и многое другое. Этот период становится периодом реорганизации всей высшей школы и создания новых учебных заведений.

Так в Петрограде создаются «высшие» педагогические институты, приравненные к университетам. Среди них выделяется Институт дошкольного образования. Впервые создается в стране государственный институт, который был призван решать не только учебные задачи, но и научные, связанные с исследованиями различные вопросов в дошкольной педагогике, а также распространением педагогических знаний в широких слоях населения.

Конечно, Институт создавался не на «пустом месте». Организаторы стремились продолжить деятельность Санкт-Петербургского педагогического Фребелевского общества содействия первоначальному воспитанию детей, которое было учреждено по частной инициативе еще в 1871 году. В отличие от общества и его курсов, обучение в Институте было бесплатным, что дало возможность поступать в него всем желающим. В Институте было открыто основное отделение и два факультета: дошкольного и дефективной педагогики по подготовке персонала для воспитания дефективных детей.

На основном отделении изучались общеобразовательные и педагогические предметы. Много внимания уделялось практическим занятиям в кабинетах, лабораториях, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Особое место отводилось практике по постановке дыхания и голоса, по выразительности речи и чтению, по художественному рассказыванию, педагогическому рисованию и лепке, ручному труду, музыке и пению, подвижным играм и гимнастике. Два других факультета опирались на основное отделение и содержали уже специальные предметы. На дошкольном факультете, на котором имела честь работать Ю.И. Фаусек, в первый год обучения студенты изучали биологические науки, для того, чтобы лучше узнать биологические особенности детского возраста.

Также они изучали физику и химию, космографию как науки, без которых не усвоить биологические знания. В числе общепедагогических дисциплин изучались психология, педагогика, введение в дошкольное образование, читались курсы об игрушках, по драматизации, об экскурсиях, по садоводству и огородничеству. Во второй год обучения учащиеся углубляли свое знание по русской литературе, культуре родной речи, педагогической психологии, здравоохранению, физическому образованию, охране материнства и младенчества. На этом курсе они начинали изучать организацию дошкольных учреждений и разные системы обучения детей дошкольного возраста, в том числе систему Монтессори. На третий год обучения естественно - научные, гуманитарные предметы изучались еще более углубленно.

На последнем, четвертом курсе, проводились дальнейшие занятия в области общепедагогических, методических и профессионально-дошкольных дисциплинах. Все четыре года обучения студенты сочетали обучение с непосредственной практикой в учебно-вспомогательных учреждениях для дошкольников, созданных при институте. Проводилась педагогическая практика в школах, дошкольных и внешкольных учреждения[1,с.4-5].

В институте существовало несколько специализированных кафедр:

1. Кафедра по теории дошкольного воспитания. При ней курс: теория воспитания в раннем детстве в связи с психологией ребенка раннего возраста.

2. Кафедра по Фребелю. При ней курсы: организация дошкольных учреждений; Ф. Фребель; чтение, письмо и счет.

3. Кафедра по системе Монтессори. При ней курсы: система Монтессори; введение ребенка в мир природы.

4. Кафедра по детской литературе. При ней курсы: детская литература; рассказывание.

5. Кафедра по эстетическому воспитанию. При ней курсы: музыки, пения, искусства речи, рисования, лепки, ручного труда.

6. Кафедра по методике студенческой практики в детских учреждениях.

7. Кафедра гигиены [2, с148-149].

Большую работу в институте проводила показательная библиотека детской литературы и читальня при ней. В основном библиотека обслуживала факультет дошкольного воспитания. Библиотека была создана благодаря энтузиазму О.И. Капице, Е.П. Приваловой и Е.И. Кальвейц. В холодном, темном Петрограде эти женщины ходили в брошенные хозяевами особняки петербургской знати и собирали там в мешки редкие издания детских книг, а потом относили их в здание Института, где разрозненные груды книг превращались в уникальную и неповторимую библиотеку. Одна из студенток 1920-х годов, в дальнейшем доцент кафедры дошкольной педагогики, Л. Гурович, вспоминала о том, какой любовью и огромным уважением пользовалась Ольга Иеронимовна Капица. Она с блеском читала созданные ею курсы «Детский быт и фольклор», «Детская литература». Студенты под её руководством принимали активное участие в фольклорных экспедициях, где собирали произведения малых форм фольклора, которые впоследствии были опубликованы в знаменитой книге «Детский фольклор», а так же во многих других книгах [3,с.2]. Организованная в Институте и возглавляемая О.И. Капицей студия детских писателей, в которую входили С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Б.С. Житков, Е.Л. Шварц, В.В. Бианки, Е.И. Чарушин создавала особую атмосферу приобщения к высокой культуре и созданию отечественной дошкольной педагогики.

Большую практическую помощь студентам оказывал и музей «Дошкольная жизнь ребенка». Музеем руководил К.М. Лепилов - известный художник-живописец, профессор, видный общественный деятель. Закончив Академию художеств, он работал в различных учебных заведениях России, руководил многочисленными кружками, семинарами, курсами. Им написано более 25 книг, более 100 статей по вопросам эстетического и художественного воспитания детей. Значительное внимание К.М. Лепилов уделял развитию детских талантов: он преподавал в «Школе юных дарований» при Академии художеств. В Институте, помимо руководства музеем, К.М. Лепилов возглавлял факультет дошкольного образования.

Ректором Института был избран Г.Г. Тумим. Григорий Григорьевич был крупным специалистом в области методики преподавания русского языка. Его научные исследования были посвящены проблемам культуры родной речи. Среди педагогов был известен как преподаватель педагогических курсов Фребелевского общества. Одной из первых женщин-ректоров Института была Н.А. Альмендинген – Тумим. Юлия Ивановна Фаусек неоднократно в своих воспоминаниях упоминает о ней как руководительнице детского сада по системе Ф. Фребеля и своём постоянном оппоненте [4, с.215].

Надо все-таки отдать должное этой женщине. Она была человеком широкой эрудиции и твердых социальных убеждений. Свою педагогическую деятельность она начала достаточно рано. Образование получила на Высших женских Бестужевских курсах. После смерти отца, известного редактора педагогического журнала «Воспитание и обучение», ей пришлось возглавить редакцию. Организаторский талант Наталии Алексеевны позволил сделать вскоре журнал пропагандистом самых передовых идей семейного и дошкольного воспитания. Наряду с издательской деятельностью она была членом и товарищем председателя Санкт-Петербургского Фребелевского общества содействия первоначальному воспитанию, а так же принимала активное участие в работе Общества содействия дошкольному воспитанию.

В 1912-13 годах она была одним из организаторов первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию, а так же участвовала в работе Международной комиссии конгрессов по семейному воспитанию. Ею был опубликован ряд статей, посвященных актуальным проблемам детей дошкольного воспитания. Большой популярностью долгие годы пользовалась « Хрестоматия по истории дошкольной педагогики» (1940). Это был первый опыт создания пособия по истории воспитания для высших педагогических заведений. Жизнь её трагически оборвалась в 1943 году, в блокадном Ленинграде.

Как пишет в своих воспоминаниях Ю.И. Фаусек, «в первые годы работы ПИДО были представлены все основные системы дошкольного воспитания – Фребеля, Монтессори, создающийся метод Е.И. Тихеевой, даже американский детский сад. Причем на факультете всегда существовали возражения против предпочтения какой-либо одной системы. Каждая система находила поддержку и реализацию как в учебных курсах и студенческих практиках, так и в детских садах института, работавших по данным системам. Между сторонниками разных систем не существовало никакой острой борьбы: шел нормальный научный диалог, позволяющий открывать сильные и слабые стороны этих систем и модифицировать их» [4,c.211].

И даже все сады находились на одном этаже здания Института. До 1920 года, как видим, никаких проблем их взаимодействия не существовало, пока не началось «наступление на буржуазную педагогику». Среди преподавателей, с которыми пришлось работать Ю.И. Фаусек в первые годы деятельности Института были М.В. Адеркас, Н.А. Альмединген, А.П. Афанасьев, П.Г. Бельский, А.Н. Граборов, А.С. Грибоедов, Е.С. Дедюлина–Успенская, В.А. Зеленко, Е.И. Иорданская, О.И. Капица, А.Л. Липовский, Л.Г. Оршанский, А.П. Пинкевич, Н.М. Соколов, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, Г.Г. и О.С. Тумим, Д.В. Фельдберг, П.О. Эфрусси, П.С. Янковский и многие другие.

Несмотря на то, что Педагогический институт дошкольного образования стал подлинно научной высшей школой по подготовке специалистов дошкольного образования, в 1925 году его присоединили к ЛГПИ им. А.И. Герцена. Институт вошел в его структуру как самостоятельный факультет дошкольного воспитания. Детский сад Юлии Ивановны Фаусек продолжил свою работу до 1929 года уже в новом учебном заведении.

Примечания:

1. Институт Дошкольного образования. Петербург: Гос. Изд-во. 1920.

2. Музей РГПУ им. А.И. Герцена. ПИДО (1918-1925).

3. Гурович Л. Педагог по призванию//Педагогические вести №№14-15.Март 1997.

4. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори - педагога. Кн.1/ Ю.И. Фаусек; сост. и ред. Д.Г. Сороков. – М.: ФОРУМ. 2010.

Понедельник, 29 Декабря