Мир Детства » История » История детства » Эволюция детства » Прикладная этика в контексте морали рыночных отношений

Прикладная этика в контексте морали рыночных отношений

Е.С.Протанская

«Будь щедрым как пальма.

А если не можешь, то будь

Стволом кипариса, прямым и простым

– благородным»

И.Бунин Завет Саади

В июне 2012 г. Научно-исследовательский институт прикладной этики» при Тюменском государственном нефтегазовом университете отмечал 70- летие основателя и нынешнего директора Института Владимира Иосифовича Бакштановского. С легкой руки проф. В.И.Бакштановского пространство морального выбора обрело практические ориентиры, стало предметом дискуссий в условиях, когда тематика дискуссий и они сами «спускались сверху» вместе с «правильными» ответами на все вопросы. В СССР слыхом никто не слыхал о западном кейс-методе, а в Тюмень уже съезжались этики со всей страны, дискутировали, решали и составляли ситуации морального выбора для деловых людей при отсутствии и выбора, и деловых людей в традиционном для остального мира понимании. Возможно, поэтому сегодня у многих из нас возникает сожаление об этих временах, когда много чего «рыночного» не было, но в науке превалировал не только рыночный аспект… Многие вопросы современной этической рефлексии – эвтаназия, аборты, суррогатное материнство, взаимоотношения церкви и светского общества, мораль и религия – в широком смысле эти области прикладной этики, которые сегодня будоражат общество, вызывают не только споры, но и уличные демонстрации, протесты – как проблемы поставлены были тогда, и тогда уже началось их осмысление. Важно, что к тем, кто инициировал это осмысление, в обществе прислушивались. В этой связи особенно тревожно, что на новом этапе формирования самосознания российского общества, когда востребованность этического знания в обществе особенно остра, она, к сожалению, часто не подкреплена обучением основам этического знания ни в школе, ни в вузе. Стихия рынка вызвала к жизни не только переоценку привычных ценностей: бывшие «спекулянты» стали называться предпринимателями, образование стали получать за деньги, возникли дискуссии об официальной оплате за отказ от службы в вооруженных силах и т.д. Само понятие «профессионал» утратило однозначность. Так в обыденном сознании «профессионал» - это мастер, чья работа отличается высоким качеством, имеет положительную моральную оценку и, как правило, предполагает общественную ценность. Несколько странной поэтому выглядит «мода» в журналистском сообществе оценивать «профессионализм» убийц, называемых киллерами, по характеру выстрелов. Невольно вспоминается Высоцкий: «Я не люблю, когда стреляют в спину, я также против выстрелов в упор». Ведь для таких попаданий не надо быть классным стрелком. 1 Необходимо признать, что профессионала от дилетанта отличает не только высокое качество работы (подчас и любитель может сделать хорошую вещь, квалифицированно оказать помощь и пр.), но и степень ответственности, готовность к работе в любое время, принятие требований долга, независимо от личного отношения. Между тем, очевидно, что знание основ этики вообще и профессиональной в частности необходимо для понимания своей ответственности и работодателю, часто рассматривающему сотрудников как своего рода рабов, и сотрудникам, подневольно готовым на любые пакости ради обещанной зарплаты и премии. Проблема представляется актуальной также и в связи с развитием сферы услуг, в которой распространенными становятся услуги психологов, гувернеров, прислуги (чего в СССР почти не было), а также в связи с необходимостью осмысления опыта рыночных отношений в других странах, который воспринимается не всегда с учетом специфики происхождения. Сама понятие профессиональной этики является относительно новым, в учебном плане российских вузов, обучающих многим профессиям он либо отсутствует, либо преподается по старым учебникам, в сокращенной форме. Надо признать, что это симптом отставания в профессиональном развитии, который сказывается в ужесточении отношений специалистов с клиентами, педагогов с учащимися, отражаясь на качестве обслуживания, медицинской помощи, культурной среды в целом. Использование специальных знаний, разного рода методик только в собственных коммерческих интересах, извлечение выгоды из сложной ситуации клиента, получение сверхдоходов за счет манипулирования его волей и положением, применение эффектных, но не безопасных методик, выступления в СМИ рекламного характера, консультирование вне реального контакта с клиентом – отнюдь не полный список того, что должно оцениваться как возможных злоупотребленией и отступленией от профессиональной морали психолога, педагога, врача. Отрицательные последствия «рыночной психологии» делают этику профессионала особенно важной. Общество озабочено широким использованием техник манипулирования в политике, деятельности фирм, даже преступных группировок. Подобно опасности попадания взрывчатых веществ в случайные или преступные руки, бездумное использование любых профессиональных знаний также может привести к непредсказуемым последствиям. Чему может научить коллег и «потребителей» воспитатель, заклеивающий рты «слишком громким детям», врач, навязывающий платное не безопасное, но и не обязательное обследование, косметолог, предлагающий новейшие технологии «омолаживания», не имея ни опыта, ни лицензии? От всех профессионалов зависит, насколько цивилизованным будет дальнейшее применение возможностей их профессии, т. е. насколько востребована ими самими и обществом будет этическая составляющая. Поэтому рассмотрение проблем профессиональной этики, развитие биоэтики, прикладной этики становятся важными направлениями развития общества, сопровождая процессы формирования рынка и становление 2 демократии. О работе профессионалов, их компетентности пишут и говорят центральные СМИ, когда уже сформировалась проблема, необходимо бить тревогу. Введение, например, курса профессиональной этики психолога, педагога в образовательный стандарт российских вузов соответствует логике возврата «Клятвы Гиппократа» в подготовку медиков. На это же направлены разработки «Этического кодекса российского врача», принятие Государственной Думой РФ «Закона о медицинской и психиатрической помощи» и другие приметы гуманизации социальной ситуации в России. Мне представляется, что изучение профессиональной этики целесообразно начинать на старших курсах, после того, как студентами изучены основные специальные курсы и возникает возможность осмысления общих принципов профессионального поведения.. Вопросы профессиональной этики возникают как актуализация представлений о долге, миссии профессии. Конкуренция специалистов в условиях рынка, противоречия ценностных ориентаций в системе профессионального образования, узкая специализация и замкнутость профессиональных цехов делают особенно актуальной проблему выполнения специалистом своего долга. Наряду с этим – не менее важная причина актуальности профессиональной этики – индивидуализация (как неизбежный спутник демократизации общественной жизни), означающая расширение прав и свобод, ослабление контролирующих функций государства. В условиях, рационализации социальных отношений, социального расслоения и духовной разобщенности общества подчас трудно преодолеваются соблазны личного и группового эгоизма, игра на дефиците высококлассных специалистов и технологий, правовой и социальной незащищенности населения. Наряду с возрастанием потребности в квалифицированных специалистах возрастает опасность корпоративной разобщенности общества. Несмотря на наличие законов, устанавливающих ответственность профессионалов за негативные последствия их деятельности, халатность, упущения, неумелые действия, коррупция свидетельствуют о незрелости рыночных отношений в современной ситуации в России. Актуальной остается формирование моральной позиции специалиста, понимания им миссии своей профессии. Профессиональная рефлексия этиков остается сегодня невостребованной, бизнес-сообщество полагает мораль важной, но понятной, как замечает В.И.Бакштановский: «Кто же этого не знает»1 В историческом прошлом становлению профессиональной морали способствовала сакрализация деятельности специалистов, понимание работы как своего предназначения, боязнь Страшного суда, регулярность церковной исповеди, контроль мастерами ремесленных цехов качества производимой продукции и поведения учеников, вмешательство мировых судей в регулирование внутрицеховых отношений в виде ограничений роста 1 Бакштановский В.И.Прикладная этика: инновационный курс для магист(ант)ов и профессоров. Тюмень, ТюмГНГУ, 2011, ч.2 3 заработной платы и т.п., что, однако, не всегда и не везде приводило к бесспорным результатам. И все же этические основы профессиональной деятельности кристаллизовались в опыте конкретных школ, цехов, сообществ, озабоченных чистотой своих рядов, нераспространением технологий, рецептов, секретов профессионального мастерства, сохранением материального благополучия. Изначальный принцип всякой профессиональной этики, ее гуманистическое основание – «Не навреди!» - получил распространение еще из врачебной клятвы Гиппократа. Многие термины, слова, без которых немыслима миссия специалиста, понимание высокого смысла работы, например, - «служение», «храм» («храм науки»), «алтарь» («алтарь Отечества»), «послушание» имеют религиозное происхождение. Мастера Средневековья возвысили понимание ремесла, бескорыстия и усердия в верности технологиям. Уставы рыцарских цехов этого времени, подкрепленные соответствующими псалмами, создавали понимание высокого смысла присяги, честного боя, самоотверженности, верности данному слову. Достаточно вспомнить, что в России каждый чиновник, поступающий на государственную службу, каждый учитель подписывали «Присяжный лист», который хранился затем в Синоде. Например, А.С.Пушкин подписывал такой лист трижды2. Сегодня возвращение к этим формам исторически не всегда оправдано. «Отмаливание грехов» в церквах бритоголовыми мужчинами, крупные свечи, освящение мерседесов, купленных на средства, добытые сомнительными путями – все эти «индульгенции» оцениваются в обществе с сомнением, поскольку, как представляется, ситуация изменилась. Профессиональная деятельность специалиста не замкнута пределами цеха, фирмы, она контролируется общепрофессиональными нормами природопользования и охраны здоровья, законами о правах потребителей и нормами межличностного общения. Но актуальной остается граница норм патриархальной и профессиональной морали. Патриархальные отношения с неизжитыми «вертикалями» -возрастными, властными, «связями», разного рода «родством», «соученичеством», «землячеством», близостью этнической, религиозной, принимаемой во внимание прежде профессиональной компетентности при приеме на работу, в принятии профессиональных решений, создают «двойные стандарты» морали на всех уровнях. Прав был Грибоедов, герой которого, воскликнувший: «При мне служащие чужие очень редки. Все больше тещины, свояченицы детки…» мог бы и сегодня прекрасно вписаться в рыночную ситуацию с её далеко шагнувшим техническим прогрессом. Нельзя не отметить, что сегодня любое профессиональное сообщество хотя бы внешне заботится об этической стороне своей профессии. Нередки судебные иски в защиту чести не только конкретных людей, но и отдельных фирм. Достоинство марки, признание качества товаров и услуг расцениваются как условие успеха, доверия потребителей, прибыли. Однако 2См.: pushkin.niv.ru/pushkin/documents/index.htm 4 в целом нормы профессиональной этики остаются в границах переходного от Средневековья к Новому времени периода, когда нападения на купеческие обозы, обязательные сборы дани уже изживались, а вассальные отношения еще оставались в силе. Общество осознает и хорошо ощущает давление сетевого бизнеса, монополистов всех уровней, неразвитость и подчас бесперспективность среднего и малого предпринимательства. Основной проблемой, на мой взгляд, является недооценка этического профессионализма как условия построения общества профессионалов - «меритократии». На пути к гражданскому обществу «только со времен Перестройки встала проблема выбора в масштабе всего общества» 3, а нормативный характер контроля деятельности специалистов подготовил соответствующие формы законодательства. Но, как правило, без участия специалистов по этике. В России этическая экспертиза, участие специалистов по этике не является сложившейся традицией. Их не принято приглашать даже в комиссии по этике (!). К примеру в США этики участвуют в работе Комиссии по вопросам здравоохранения при Президенте Соединенных Штатов, в работе Этических комитетов при больницах и госпиталях, Американской Ассоциации менеджмента, различных лабораториях и корпорациях, Массачусетском Центре психиатрии, экологических организациях, комиссиях по парламентской этике и других корпоративных комиссиях и комитетах4. В странах, где строительство гражданского общества не прерывалось революциями, понимают, что профессионалы, должны обладать этическими знаниями, которые сегодня так же необходимы, как и правовые, и экономические. Этическая экспертиза, на мой взгляд, прежде всего экспертиза профессиональная, потом уже человеческая, хотя, конечно, желательно, чтобы эти люди были «с безупречной репутацией»5. Однако, кто будет подтверждать её безупречность? Вопрос организации и функционирования Этических комиссий, комитетов очень важен, поскольку, несмотря на важность и актуальность профессиональной самоидентификации и специалистов всех уровней, и этиков для общества важна и этическая экспертиза производимых товаров и услуг, соответствие их стандартам не только качества, но и морали. Так формулировка кодекса Хейса для производителей американского кино 1930- х гг предлагает подумать о том. чтобы стандарты морали производителей кино были бы не ниже стандартов зрителей: «Общие принципы 1. Ни один кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории. Таким образом, симпатии аудитории никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха. 2. Представлению подлежит только правильный образ жизни, с учётом требований законов драматического и развлекательного искусства. 3 Бакштановский В.И.Там же с.216 4 Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога: Учеб. Пособие .- СПб.:Изд-во СПб ун-та, 2008, с.31 5 Зимбули А.Е. Лекции по этике: СПб, 2011, с 194 5 3. Недопустимо ставить под сомнение естественные и человеческие законы, а также вызывать сочувствие к фактам нарушения таких законов»6 Известно, что избранный Президент В.В.Путин 11.11.2011 предложил российским кинематографистам подумать о создании подобного кодекса в РФ7. Речь идет о том, что все производимые товары и услуги адресованы потребителям, и они заинтересованы в их моральной экспертизе. То есть речь идет не только о качестве товара (например, сигаретах или производимого для sex chope), но и о его реализации для определенной категории, о его уместности, допустимости, безопасности во всех смыслах и т.д. Становление норм профессиональной этики, как представляется, идет от общего к частному. Осмысление сложившихся стандартов профессионального поведения в учебном пособии8 привело к неожиданным поначалу выводам: из медицины в другие профессии пришли и утвердились в них принципы профессиональной тайны и конфиденциальности, информированного согласия, коллегиальности, гедонизма, хотя и другие профессии сыграли свою роль в становлении культуры профессиональной деятельности. Российский потребитель получил эти зарубежные стандарты вместе с привозимыми товарами, хотя поначалу и рассматривался иностранными производителями как «наивняк», для которого «и так сойдёт». С началом Перестройки в России процветала запрещенная на Западе реклама табака, алкоголя, продавались товары без этикетки на русском языке. В этой связи и сегодня представляется важным обозначение общих принципов этики для всех профессий9 В процессе становления структуры научного знания об этике профессий важен акцент на превалирующих, доминантных категориях, среди которых практически все выделяют долг. Одно из распространенных определений «Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу..., к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом»10, как видим, соединяет отношение к долгу, коллегам, и к потребителям, что в целом способствует упорядочиванию размытости проблемы, определяя моральные ориентиры рыночных отношений. Профессиональные сообщества, консолидируясь, создают собственные кодексы, хартии, декларации, организуют проведение соответствующих конференций, освещают вопросы этики специалиста в своих периодических изданиях, учебных пособиях, нормативных документах, на своих собраниях и съездах обсуждают и формулируют приемлемые и важные для данного региона нормативы. 6 См.:seance.ru/n/37-38/flashback-depress/hays_code/ 7СМ.: mnenia.ru/rubric/culture/putin-vnedrit-kodeks-heysa-v-kinematograf/ 8 См. Протанская Е.С. Профессиональная этика. Моральная пропедевтика делового поведения: Уч. Пособие. – СПб.Алетейя, - 2003 9.там же - гл . 3 10 Основы этических знаний. СПб. 1998, с. 217 6 Эти правила возникают из-за трудности обозначения в законе или служебной инструкции всех сложных случаев, встречающихся в деятельности специалистов. Их устанавливает само профессиональное сообщество, которому необходимо доверие населения к моральному облику своего цеха. Актуальной остается проблема этической экспертизы, комиссий по этике. Интересный обзор этой проблемы в этическом профессиональном журнале, основанном и редактируемом уважаемым юбиляром, показывает перспективность поисков в этом направлении11 В условиях информационного общества нарушения правил безопасности, отступление от стандартов качества становятся достоянием СМИ, общественности, способны влиять не только на уровень продаж конкретной фирмы, но и привести к ее разорению, даже к недоверию целой отрасли в мнении потребителей. Этика специалиста обусловливает стратегии корпоративного мышления, становится предметом обсуждения и своеобразным рекламным продуктом. В перспективе через профессии ими может быть охвачено все общество. Однако необходимо участие профессионалов - этиков, их активность. Через профессиональное сознание, под «давлением» общественного мнения, непосредственного окружения коллег, в результате конкуренции профессиональная этика является одним из рычагов гуманизации социальных отношений. Как отмечается в исследованиях по этике бизнеса, «История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или, в крайнем случае, терпимым, позднее было осуждено как аморальное, например, выброс вредных отходов в воздух и воду, изменение местоположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные изменения в политике в угоду влиятельным магнатам» 12. В условиях демократизации социальных отношений профессиональная этика становится конкретизацией норм морали гражданского общества, стимулируя уважение к ценностям правовых отношений. Они базируются, в том числе, и на признании общедоступности благ, товаров и услуг для всех членов общества, точности, аккуратности как гарантии профессионализма, уважении тайны частной жизни, уважении прав собственников. Прикладные проблемы этики обнаруживает всякая профессиональная деятельность по мере развития общества. Непредвиденные политические ситуации, новые виды оружия и преступлений, провоцирующее агрессию влияние искусства, неизвестные прежде заболевания, сопряжение и противоречие интересов производителей и потребителей - требуют их оценки и разрешения с точки зрения этики. Здесь специалисты в области этической теории объединяются с профессионалами, приходят к совместным решениям, отвечающим практическим потребностям общества. 11 Кулиниченко В.Л., Пустовит С.В., Чешко В.Ф. Теоретико-методологические и организационные аспекты функционирования этических комитетов // Ведомости. Выпуск тридцать восьмой. Прикладная этика для магистрантов и профессоров. Под редакцией В.И.Бакштановского, В.В. Новосёлова. Тюмень. ТюмГНГУ 2011, с.59-68 12 Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. «Дело» М., 2000. С.15 7 Благодаря постановке в прикладной этике проблем эвтаназии, трансплантации органов, моральных прав суррогатных матерей, отношения к экспериментам с зародышами человека, обеспечения конфиденциальности в лечении больных СПИДом, а также многих других в этике возникли прецеденты нового, более глубокого и сложного понимания автономии личности, права на информацию, осведомленности и других прав человека. В этой связи некоторые проблемы прикладной этики приобретают общеэтический характер. Нельзя не согласиться с автором исследований по прикладной этике, в частности, одноименной книги - Л.В. Коноваловой, подчеркнувшей особенную своевременность прикладной этики, которая дает новое понимание не только профессиональных, но и традиционных этических проблем: «Мы предлагаем следующее понимание прикладной этики: прикладная этика — это особый вид этики не потому, что она накладывается на новый проблемный материал, а потому, что она дает новое понимание проблем морали, представляет собой новый вид этики, новый подход к проблемам самой этики. Она предъявила новые требования к развитию этики, по-новому формулирует ее предмет, ставит перед этикой новые задачи. Она представляет собой новый вид этики потому, что дает новое понимание этики».13 Профессиональная этика как система норм профессионального поведения, безусловно, имеет прикладной характер, но все же всегда употребляется в конкретном контексте – этика врача, психолога, педагога, юриста. Вне контекста конкретных профессий речь может идти об общих основах профессионального поведения, нормах и принципах, уже сложившихся в конкретных корпорациях, цехах, традициях и перспективах их развития. Особый интерес представляет совмещение прикладной этики и прикладной психологии. Прикладная психология – инженерная психология, космическая, спортивная, политическая, милицейская, психология катастроф и др. – изучает специфику психических состояний человека в конкретных видах деятельности и в типических ситуациях, имеющих значение для общества (например, реакция толпы или поведение утопающих). Поглощенность человека конкретной ситуацией, решением неотложной задачи делает особенно важной его ответственность, гуманность, способность воздержаться от непоправимых шагов под влиянием минуты. Гиперответственность операторов, специалистов в этих видах деятельности приводит к составлению подробных служебных инструкций, заучиваемых наизусть и избавляющих профессионалов от трудностей морального выбора14. 13 Коновалова Л.В. Прикладная этика // )http:// www.philosophy.ru/iphras/library/konov.html 14 См.: Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога: с.20 Е.С.Протанская – доктор философских наук, проф.. каф. Педагогики и психологии СПбГУКИ – Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. 8 Присяжный лист Клятвенное обѣщаніе Я нижеименованный обѣщаюсь и клянусь Всемогущимъ Богомъ предъ Святымъ Его Евангеліемъ въ томъ, что хощу и долженъ Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивѣйшему Великому Государю Императору Александру Павловичу, Самодержцу Всероссійскому, и Его Императорскаго Величества Всероссійскаго Престола Наслѣднику, который назначенъ будетъ, вѣрно и нелицемѣрно служить и во всемъ повиноваться, не щадя живота своего до послѣдней капли крови, и всѣ къ высокому Его Императорскаго Величества Самодержавству, силѣ и власти принадлежащія права и преимущества узаконенныя и впредь узаконяемыя по крайнему разумѣнію, силѣ и возможности предостерегать и оборонять, и при томъ по крайней мѣрѣ старатися споспѣшествовать все, что къ Его Императорскаго Величества вѣрной службѣ и пользѣ Государственной во всякихъ случаяхъ касаться можетъ. О ущербѣ же Его Величества интереса, вредѣ и убыткѣ, как скоро о томъ увѣдаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мѣрами отвращать и не допущать тщатися, и всякую ввѣренную мнѣ тайность крѣпко хранить буду, и повѣренный и положенный на мнѣ чинъ, как по сей (генеральной, такъ и по особливой) опредѣленной и отъ времени до времени Его Императорскаго Величества Именемъ отъ предуставленныхъ надо мною Начальниковъ, опредѣляемымъ Инструкціямъ и Регламентамъ и Указамъ, надлежащимъ образомъ по совѣсти своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги, не поступать, и такимъ образомъ себя весть и поступать, какъ вѣрному Его Императорскаго Величества подданному благопристойно есть и надлежитъ, и какъ я предъ Богомъ и судомъ Его страшнымъ въ томъ всегда отвѣтъ дать могу, какъ суще мнѣ Господь Богъ душевно и тѣлесно да поможетъ. Въ заключеніи же сей моей клятвы цѣлую Слова и Крестъ Спасителя моего. Аминь. По сей формѣ присягалъ вѣдомства Государственной Коллегіи Иностранныхъ Дѣлъ 10го класса Александръ Сергѣевъ сынъ Пушкинъ 9 Къ присягѣ Приводилъ Сенатскія церкви Священникъ Никита Полухтовичъ 1817 года. Іюня 15 дня. При Сей Присяге Свидѣтелемъ былъ оной Коллегіи Экзекуторъ Коллежскій Совѣтникъ Константиновъ. Подписи под «обещанием» впервые напечатаны Л. И. Поливановым в РС 1887, № 1, стр. 236, по подлиннику, хранившемуся в Московском главном архиве Министерства иностранных дел (ныне в ГАФКЭ). Текст «клятвенного обещания» печатается впервые. 10__

Четверг, 24 Июля