Мир Детства » Культура » Субкультура детства » ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО - САМОЦЕННЫЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО - САМОЦЕННЫЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Е. В. Казьмина

Нижнетагильская государственная социально – педагогическая

академия, г. Нижний Тагил, РФ

Идея самоценности детства  рассматривалась  еще задолго до настоящего времени.  Эта идея находит отражение в работах многих великих людей. Считается, что первым кто подверг серьезному осмыслению вопрос о самоценности детства был Ж.Ж.Руссо, затем она развивалась в «теориях свободного воспитания»  (К.Н.Вентцель, Л.Н.Толстой, М. Монтессори и др.). Эта  идея стала  ценностным ориентиром и в ХХI в. Чтобы обозначить современную трактовку понятия, необходимо изучить это понятие в  историческом ракурсе.

        Ж.Ж.Руссо утверждал, что воспитание, основанное на принуждении, насилии, противоречит естественному состоянию. Он выступал в защиту природы и прав ребенка и требовал тщательного его изучения, хорошего знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ж.Ж.Руссо считает, что главным методом обучения является собственное желание ребенка обучаться. Рассуждая о ценности детства, он считает, что природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Потому как если   нарушить этот порядок, то произрастут скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и быстро испортятся. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать ее заменить. [8]

       Л.Н.Толстой стремился к  «ненасильственному» методу обучения и воспитания в школе, бережному отношению к детям, простоте и доброте в общении. По поводу свободного воспитания,мнение автора сводится к тому, что полная свобода,  то есть отсутствие принуждения,  избавило бы людей от большой доли зла, которое производит принудительное образование. Его принцип свободного воспитания – гуманное отношение к ребенку.[9]

      По мнению К.Н.Вентцеля, воспитанник, должен быть поставлен учителем в активную творческую позицию, должен вырабатывать собственное отношение к жизни и сознательно выбирать то или иное религиозное мировоззрение. В ребенке должна быть сформирована творческая индивидуальность личности.[1]

   М.Монтесори видела свободу в свободе выбора, организации среды, наиболее соответствующей  потребностям ребенка, в создании условий, наиболее благоприятных для развития его личности. Педагог должен был только руководить самостоятельной деятельностью детей, стимулировать к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, помочь организовать свою деятельность.[6]

 Д.Б.Эльконин определяет детство как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Детство имеет большое значение для овладения ребенком человеческой культуры. В овладении культурой осуществляется развитие человека, в этом заключается ценность детства.[3]

В концепции Д.И.Фельдштейна детство представляет собой не просто «невзрослое» состояние людей и не только определенную совокупность множества детей, объект воздействия мира взрослых. Детство, по убеждению Д.И.Фельдштейна – это особое целостное социальное явление, имеющее определенное временное протяжение. Это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства и рефлексии на все отношения в этом пространстве.[3,10]

По В.Т.Кудрявцеву, детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. [3,5]

А.Б.Орлов утверждает: « Мир детства - это часть мира взрослых, часть неравноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам, его стремлениям и ценностям; мир детства - несамостоятельный придаток мира взрослых, его "обоз", его "склад заготовок", его "материал"». [7, с. 2]  Мир детства и мир взрослости - равноправные части мира человека. Мир детства обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости. Между мирами детства и взрослости не должно быть границы.[3,7]

В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева определяют самоценность детства заключающуюся в становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных органов. Развитие эмоций, воли и способностей. Детство заключается  в оформлении личности способов бытия, ответственного отношения к себе и другим людям. Детство - период сотворение ребенком своего «я», свой образ «я» в этом мире делает допуск ко всему, что его окружает.[3]

Согласно Я.Корчаку, ребенок — это самостоятельная «отдельность» и независимая от другой воли личность. Он утверждает тезис о полноценности ребенка как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Корчак говорит, что дети — такие же, как и взрослые люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта.[4]

По концепции В.В.Зеньковского игра в детстве и функция в детстве заключается в том, чтобы дать развиться ребенку не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя вполне от действительности. Игра и является в той форме активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности.[3]

Анализируя все подходы к трактовке понятия детства, мы можем сделать вывод о том, что детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни. Дошкольное детство - это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Это также пора закладки «фундамента» для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение  общечеловеческих ценностей. Внутренний мир ребенка формируется под воздействием усвоенных ценностей. Они выступают основанием для познания мира. Поэтому важно, чтобы в этом уникальном, самом нежном, самом чувственном периоде жизни, когда мир наполнен яркими красками, были заложены эстетические ценности. Неоценимое значение в освоении ценностных смыслов принадлежит искусству. Оно играет большую роль в становлении личности ребенка, в развитии его духовного мира и формировании нравственных ориентаций. Искусство увлекает, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияет на человека, меняет его жизненные установки, формирует мир чувств и убеждений. В эстетическом переживании  проживается система нравственных ценностей, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром в соответствии с законом гармонии.  Важнейшим условием гармоничного развития личности является единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики человека.  Для того, чтобы ребенок воспринимал мир целостно и духовно, необходимо развивать одновременно и правое и левое полушарие. Если развивать его правое полушарие, то у него будет развиваться интуиция, фантазия, активно формироваться подсознание. Всего этого будет не хватать, если  развивать только левое полушарие. Регулирующая функция поведения в детстве остается за эмоциями. Искусство можно считать универсальным средством формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как общение с художественными произведениями, в том числе и музыкальными, вызывает в ребенке целый мир переживаний  и чувств, помогает ему регулировать свои эмоциональные состояния, устраняет дисгармонию с окружающим миром. Включение в педагогический процесс эстетического переживания для формирования ценностных ориентаций личности необходимо. Так как, искусство совершает гигантскую работу по нравственному формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту, нравственным ценностям. Художественно - практическая деятельность детей обусловливает возможность для активного проявления и выражения эмоциональных состояний, способствует формированию эмоциональной основы ценностной ориентации через эстетическое переживание образов искусства. Эмоциональное насыщение детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством, где происходит процесс восприятия музыкальных образов в различных видах музыкальной деятельности ребенка. В процессе восприятия музыкального искусства у детей развивается интерес к окружающему миру, эстетический вкус, происходит расширение кругозора, складываются нравственные понятия, стимулируется мыслительная деятельность, появляется стремление к самостоятельным действиям. Это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение душевного подъема, восхищения.

Итак, дошкольное детство – это очень важный и ценный период первоначального становления личности, так как именно в нем происходит усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, формируется отношение к миру. Огромную роль в духовном становлении дошкольника играет искусство и музыкальное в частности, которое формирует его нравственную культуру и ценностные смыслы.

 

Библиографический список

Вентцель К.Н. Дом свободного ребенка//Как создать свободную школу.  М., 1923.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.

Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека//Детский сад: теория и практика. № 1 .2011.

Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2002.

Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Рига, 1999.

Монтессори М. Мой метод. – М.: АСТ, 2006.

Орлов О.Б. «Если… не будете как дети…» Гуманистическая психология детства и образовательная перспектива для третьего тысячелетия // Мир образования, 1996. № 4

 Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании //Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.М., 1981.

Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1989.

Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. №1.

Среда, 17 Сентября