Мир Детства » Культура » Искусство и мир детства » Краткая история эрмитажа

Краткая история эрмитажа

          

7 декабря 2014 года Государственный Эрмитаж отмечает свой 250-летний юбилей. Годом основания Эрмитажа принято считать 1764-ый, когда в нескольких залах Зимнего дворца была размещена первая коллекция картин, приобретенных по велению Екатерины II у берлинского купца Гоцковского. На этом Екатерина не остановилась, она продолжала покупать картины и скульптуры, приобрела коллекцию резного камня, медалей и монет. Собрание Эрмитажа быстро росло, и вскоре обнаружилось, что для того, чтобы разместить все экспонаты, надобно строить специальное здание. Оно было построено в 1764-1767 гг. и получило название Малый Эрмитаж. Еще одно здание - Большой Эрмитаж - было выстроено вдоль Невы в 1775 году, а в 1783 г. Джакомо Кваренги возвел здание Эрмитажного театра.

К концу 18 века в коллекции Эрмитажа находились работы Рембранта, Рафаэля, Джорджоне, Рубенса, Ван-Дейка, Пуссена, Мурильо и других мастеров, собрание живописи Эрмитажа стало одним из лучших в Европе. Специальные агенты при русских посольствах за границей скупали картины, серебро, фарфор, шпалеры, книги, монеты, медали и прочие предметы культуры и искусства. Все это стекалось в Эрмитаж непрекращающимся потоком. Ряд произведений, предназначавшихся для выставления в Эрмитаже, был выполнен по специальному заказу. В начале XIX века наряду с произведениями искусства в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок.

К середине XIX века обнаружилось, что располагать экспонаты снова негде, в результате был построен Новый Эрмитаж - последнее здание музейного комплекса. После его постройки архитектурный комплекс Эрмитажа приобрел тот вид, который мы можем наблюдать сейчас. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был торжественно открыт публичный Императорский музей.

Долгое время для того, чтобы попасть в музей, необходимо было получить билет в дворцовой конторе, что было делом весьма хлопотным и доступным далеко не всем. Количество и качество проникающей в музей публики регулировалось еще и путем введения строгих требований к костюму - явиться на свидание с высоким искусством можно было только во фраке или в мундире. Так что публичность музея была скорее формальной. В начале XX века практика обязательного приобретения билета в музей в дворцовой конторе была отменена, и вход стал более свободным.

Первые годы революции стали не самой светлой страницей в истории Эрмитажа. В 1917 г. Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены государственными музеями. Через три года 460 экспонатов из Эрмитажа были переданы в Музей изобразительных искусств в Москве. В 20-30 годы шел двухсторонний процесс - с одной стороны, в Эрмитаж свозились памятники из других музеев и национализированных частных коллекций, а с другой, произведения искусства из собрания Эрмитажа продавались за границу и передавались в музеи союзных республик. В годы Великой отечественной войны многие коллекции были эвакуированы на Урал, в 1945 году музей вновь открылся для посетителей.

В 1981 году был открыт новый отдел Эрмитажа - музей во дворце Меньшикова, а еще через 11 лет состоялось открытие экспозиции "Зимний дворец Петра I" в здании Эрмитажного театра.

Особенно активная деятельность, связанная с Эрмитажем, была развернута в 1999-2004 гг., в этот период были открыты "Эрмитажные комнаты" в Сомерсет-Хаусе (Лондон), выставочный центр "Эрмитаж - Гуггенхайм" в Лас-Вегасе и выставочный комплекс "Эрмитаж - Амстердам" в Амстердаме. В это же время были открыты несколько экспозиций в восточном крыле здания Главного штаба, в том числе Музей гвардии, экспозиции Музей геральдики и Музей наград в Константиновском дворце, и Музей фарфора на территории Ленинградского фарфорового завода.

Сам музей – Государственный Эрмитаж предоставляет большие возможности для обучения и образования. Специалисты музея – искусствоведы и историки – проводят экскурсии, занятия, лекции, расширяющие гуманитарные знания взрослых и детей.

ЭРМИТАЖ – ДЕТЯМ. ШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Кружки и клубы

Занятия в Эрмитажных кружках помогут в усвоении школьного курса истории, значительно расширят кругозор, дадут возможность понять особенности культуры разных народов и, может быть, сориентируют в выборе будущей профессии. Программа рассчитана на несколько лет и согласована с изучением истории в школе.

6-классники знакомятся с искусством и культурой Древнего мира: их ждут загадки Египта и Месопотамии, рассказы о "чудесах света", повседневной и праздничной жизни греков, римлян, этрусков, скифов.

7-классники узнают о таинственном мире Средневековья и творчестве выдающихся мастеров эпохи Возрождения.

Ребята 8-х классов расширят свои знания об отечественной культуре, ее истоках, работе иконописцев и строителей храмов, об эпохе Петра I, блестящем веке Екатерины II и победах русского оружия в XIX веке.

9-классникам предоставляется возможность выбрать тематику занятий на последующие 2-3 года, чтобы более глубоко познакомиться с основами археологии или шедеврами западноевропейского искусства, или культурами стран Востока.

Эрмитажные кружки - своего рода школа истории искусства. Впервые регулярные занятия с детьми стали проводиться в Эрмитаже сто лет назад в начале XX века. Занятия проводятся на основе уникальной образовательной программы, разработанной сотрудниками музея. С ребятами занимаются искусствоведы и археологи. В увлекательной форме они рассказывают о культуре и искусстве разных эпох и стран. Ребятам дается возможность почувствовать себя исследователями, открывающими тайны прошлого, а желающим - попробовать свои силы в творческой работе, общаясь со своими единомышленниками.

Занятия бесплатные, проходят с октября по май, раз в неделю, в один из дней, кроме воскресенья и понедельника, начало в 16 часов.

Изостудия

В 1957 году в Эрмитаже была создана детская изостудия. Сегодня в Изостудии в шести возрастных группах занимается более 100 детей от 5 до 11 лет.

Руководит Изостудией - Борис Константинович Кравчунас, член Союза художников России, кандидат искусствоведения.

На занятиях в студии дети постигают основы рисунка, живописи и композиции. В залах музея они знакомятся с изобразительным и прикладным искусством, приобретают первый опыт в познании теории и истории искусства. Эти знания проявляются в изобразительном творчестве детей, познакомиться с которым можно на ежегодной отчетной выставке в нашем музее. Она так и называется "Мы рисуем в Эрмитаже".

В Изостудию принимаются дети только пятилетнего возраста на конкурсной основе. Конкурс проводится в начале сентября (просмотр работ и беседа с ребенком). Ежегодно принимается 15 детей.

Международные программы

В Школьном центре Эрмитажа разработан новый тип образовательных программ, посвященных изучению исторических связей и культурных контактов России и стран Западной Европы в XVII-XX веках, а также изучению европейской культуры в контексте истории и культуры Санкт-Петербурга. Программы осуществляются параллельно в Эрмитаже и в одном из западноевропейских музеев - партнере Эрмитажа в данном проекте, каждый из участников проекта занимается по собственной программе. Эрмитажные программы, составленные научными сотрудниками музея, ориентированы на учащихся 8-9 классов (13-15 лет) и реализуются в два этапа. На первом этапе руководители программы предлагают учащимся специальный курс углубленных занятий по истории и культуре России и одной из стран Западной Европы в определенный исторический период, позволяющий проследить контакты и взаимодействия двух культур. Параллельно учащимся предлагается выбрать одну из тем программы для самостоятельных исследований, результаты которых должны быть изложены на конференции в Школьном центре. Материалы конференции - тексты сообщений и иллюстрации к ним - представляются для публикации в сборнике статей, являющемся главным итогом всей предшествующей работы участников программы. Второй этап - культурные контакты и непосредственное общение - создает условия и возможность для включения всех участников Проекта в живой диалог культур. Школьный центр Эрмитажа осуществил три Международные программы:

1. "Россия и Нидерланды в конце XVII века" - при участии Национального фонда Новой кирхи Амстердама. Программа посвящена 300-летнему юбилею пребывания Петра I и Великого посольства в Нидерландах в 1697-1698 годах. Издан одноименный сборник материалов школьной конференции.

2. Немцы и немецкая культура в истории Санкт-Петербурга" - при участии музея Кунстхалле в Гамбурге. Издан одноименный сборник.

3. "Россия и Швеция. Исторические и культурные связи двух стран" - при поддержке Национального музея и Оружейной палаты Стокгольма. Сборник материалов конференции подготовлен к изданию.

Особые дети

Начиная с 1991года, Эрмитаж проводит работу с детьми, имеющими отклонение в умственном, психическом и физическом развитии. Для таких детей в залах музея проводятся систематические занятия по программе, которая называется "Наш Эрмитаж". Программа охватывает почти все экспозиции музея, рассчитана на регулярные посещения в течение нескольких лет и учитывает характер заболевания, возрастные особенности и уровень развития детей. Группы приходят из специальных школ, оздоровительных центров и сиротских интернатов со своими учителями, психологами или родителями. Методика занятий направлена на развитие восприятия и творческих потенций ребенка, строится на активной диалоговой форме. Вводятся игровые моменты, используется изобразительная деятельность самих детей. Итогом годового посещения становится праздник- концерт по темам занятий в музее, который проводиться силами детей в Эрмитажном театре. К работе с этой категорией детей в музее подготовлена специальная группа научных сотрудников - искусствоведов, обладающих особыми качествами - добротой, терпением, состраданием. Прежде, чем начать занятия с детьми, были получены консультации детских психиатров, психологов. За работой с особыми детьми наблюдет психолог Эрмитажа, который посещает школы и интернаты, где учатся эти дети. На основании его исследований построена методика занятий.

Программа «Эрмитаж – детям «Надежды»»

Начиная с 2008 года, Эрмитаж проводит работу с детьми в возрасте от 6 до 16 лет из приюта для бездомных детей "Надежда". Для таких детей в залах музея проводятся систематические занятия по программе, которая называется "Эрмитаж - детям "Надежды"". Занятия проводит сотрудник Школьного центра Ольга Юрьевна Атаманова. Программа рассчитана на регулярные посещения музея в течение двух лет и учитывает особенности и уровень развития данной категории детей. Методика занятий направлена на развитие творческого потенциала ребенка, повышение его самооценки. Кроме экскурсий на экспозиции детям предлагаются специально разработанные домашние задания для усвоения пройденного материала: тесты, игры, кроссворды, а так же занятия в Изостудии Школьного Центра, которые включают показ обучающих слайдфильмов по изобразительному искусству, рисование и обсуждение рисунков. В конце учебного года подводятся итоги и проводится награждение самых активных участников.

(Источник: http://catalog.piter-mama.ru/art/item/1064-shkolnyj-tsentr-ermitazha)

Чтобы отметить юбилей Эрмитажа в младших классах мы предлагаем педагогам разработку игры по станциям для начальной школы.

Игра по станциям «Знакомство с Эрмитажем»

для младших школьников

(методические рекомендации)

Форма работы: внеучебное занятие (игра по станциям) для младших школьников (1-2 класс).

Цели организации работы:

общее знакомство с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, его зданиями и общими особенностями экспозиции,

развитие познавательной и творческой активности учащихся, умения работать в команде.

Необходимый инструментарий/оборудование: фотографии зданий и экспонатов Эрмитажа на электронных носителях, видео-ролик, демонстрирующий часы «Павлин», компьютер, проектор, экран (желательно иметь компьютер во всех помещениях, где будут располагаться станции); маршрутные листы для команд, схематично нарисованные здания Эрмитажа (фасады и общие планы – вид сверху), бумажные заготовки рыцарских щитов формата А4 (5 шт.), цветные карандаши.

При подготовке игры учитель заранее подбирает пятерых помощников-ведущих (педагогов, родителей учащихся, старшеклассников), и объясняет им содержание работы на станциях.

По возможности рекомендуется за неделю до проведения игры организовать обзорную экскурсию по Эрмитажу.

Ход занятия:

Побеседуйте с учащимися, чтобы выяснить, что они знают о Государственном Эрмитаже – ведущем музее Санкт-Петербурга (или обсудите их впечатления от экскурсии). 

Кратко расскажите о месторасположении музея, его истории, зданиях, истоках коллекции. Обратите внимание учащихся на масштабность коллекции Эрмитажа (за одну экскурсию можно лишь поверхностно ознакомиться с парадными залами или искусством какой-либо одной эпохи, подробное знакомство с экспозицией занимает насколько недель, а ее полное изучение - всю жизнь).

Разделите класс на пять команд, попросите их выбрать капитана и придумать название, связанное с темой игры (например, «Атланты», «Эрмитажный театр», «Нева», «Невский ветер», «Экспонаты» и т.п.).

Огласите правила игры. Команды последовательно перемещаются по станциям, согласно порядку, указанному в маршрутном листе. На каждой станции команда находится 10 минут (возможно изменить это время на усмотрение педагога). Во избежание путаницы переход команд со станции на станцию осуществляется только по специальному сигналу (например, музыкальному) и длится фиксированное время – в зависимости от того, насколько далеко друг от друга расположены станции (от 30 сек. до 2 мин.). Раздайте командам маршрутные листы.

По команде педагога команды начинают свое движение по станциям. Общая задача ведущих – не столько проверить имеющиеся знания детей, сколько дать новые знания, заинтересовать их, вызвать положительные эмоции и стимулировать творчество. Работа команд (активность, любознательность, творчество) оценивается ведущими по пятибалльной системе, отметка проставляется в маршрутный лист.

Содержание деятельности детей:

Станция 1. «Здания Эрмитажа»

Детям показываются слайды с общим видом Эрмитажа и изображения каждого его здания (Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр). По желанию можно назвать также архитекторов каждого из этих зданий. 

Затем дети выкладывают схематично нарисованные здания Эрмитажа в том порядке, в котором они располагаются на набережной Невы (или общий план зданий музея – вид сверху). На усмотрение ведущего команде могут быть заданы дополнительные вопросы (например, какое здание Эрмитажа поддерживают атланты? В каком здании можно посмотреть балет? Сколько скульптур на фасаде Зимнего дворца?)

Станция 2. «Картины и скульптуры Эрмитажа»

Учеников просят рассказать, какие картины и скульптуры, хранящиеся в Эрмитаже им известны. Затем ведущий показывает слайды с изображением наиболее известных картин и скульптур, кратко рассказывая о них.

После этого с помощью вопросов ведущий определяет, что успели запомнить дети из его рассказа.

Станция 3. «Древние боги в Эрмитаже»

Ведущий кратко рассказывает о нескольких древних богах (на усмотрение организаторов игры), изображения которых можно найти в Эрмитаже. Затем учащиеся по одному загадывают остальным тех богов, которых запомнили, перечисляя их качества.       

Например: «Я грозная богиня Древнего Египта, дочь бога войны, воплощение солнечного света, могу убивать, а могу дарить жизнь, у меня львиная голова. Кто я?» (Сехмет) или «Я грозный и суровый бог древних римлян, управляю другими богами, бог неба, света, грома и молний. Кто я?» (Юпитер) и т.п. Остальные дети отгадывают.

Станция 4. «Рыцарский зал»

Ведущий кратко рассказывает об экспозиции рыцарского зала и о рыцарских традициях, демонстрируя соответствующие слайды. 

После этого на бумажных «щитах» дети придумывают и рисуют рыцарский герб и объясняют, что он означает.

Станция 5 «Часы «Павлин»

Детям демонстрируют видео (на 3-5 минут), показывающее знаменитые часы в действии.

Затем по команде ведущего дети создают «живую картину», то есть изображают основные статические элементы часов (дерево, белка, стрекоза и т.п.) и имитируют движение птиц - совы, павлина и петуха.

После прохождения всех станций подсчитывается количество набранных баллов и определяется команда-победитель.

Дополнительный информационный материал:

http://www.hermitagemuseum.org

http://www.kindergorod.ru/ermitazh.htm

http://8colours.ru/besedka?view=57143801

Тарутин Олег. Что я видел в Эрмитаже. – М., Издательство детской литературы, 2011.

Тургель Вероника Александровна,
канд. психол. наук, 

преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена,
доцент кафедры начального образования
и художественного развития ребенка

В статье использовались материалы, подготовленные автором для «Этнокалендаря Санкт-Петербурга, 2014»

Среда, 18 Декабря