Мир Детства » Культура » Искусство и мир детства » Тайны наступающего лета

Тайны наступающего лета

Методические рекомендации к проведению творческого конкурса
«ТАЙНЫ НАСТУПАЮЩЕГО ЛЕТА»
для младших школьников (3-4 класс)

Первого июня 2013 года исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Как отмечают биографы художника, Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. «В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока. … Многогранность, сложность, иногда даже противоречивость творчества Поленова не раз ставили в тупик художественных критиков (а в последствии историков искусства), зрителей и друзей художника. В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».

Современников В.Д.Поленов поражал своей разносторонностью. Выдающиеся способности к живописи, точнейшее «пленэрное видение», талант архитектора и декоратора, музыканта и композитора, а также педагогические способности позволяли этому выдающемуся человеку реализовывать себя в самых разнообразных областях искусства и общественной жизни.

В беседах с детьми об искусстве чаще всего раскрывают талант Поленова-пейзажиста, так как эта сторона творчества художника наиболее доступна и понятна младшим школьникам. В год юбилея знаменитого художника мы предлагаем провести с учащимися несколько творческих занятий, которые позволят связать полученные детьми знания о творчестве В.Д.Поленова с их личным опытом, эстетическим восприятием родной русской природы, заставят их задуматься о ценности своей «малой родины».

Форма работы: цикл внеучебных занятий для младших школьников (3-4 класс).

Цели организации работы:

знакомство с творчеством выдающегося русского художникаВасилия Дмитриевича Поленова,

активизация эстетических чувств учащихся при восприятии родной природы,

формирование ценностного отношения к своей «малой родине»,

развитие литературных способностей детей.

Необходимый инструментарий/оборудование: фото-слайды с портретом художника и репродукциями его картин на электронных носителях, компьютер, проектор, экран.

Ход работы

Побеседуйте с детьми о наступающем лете, обсудите с ними планы их летнего отдыха на каникулах. Выясните, кто из ребят играет летом во дворе со своими друзьями. Спросите учащихся, любят ли они любоваться красотой летней природы (родной русской или экзотической в туристических поездках и далеких путешествиях). Обратите внимание учеников на то, что в первый день лета празднуется юбилей русского художника В.Д.Поленова, выдающегося мастера пейзажной живописи.

Беседа о творчестве В.Д.Поленова.

Расскажите детям о жизни и творчестве знаменитого художника. Обратите внимание учащихся на разносторонность творческого таланта В.Д.Поленова и предпочтение им пейзажной живописи.

"Я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т.д. - и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь. (Поленов В.Д.) "

Обрисуйте круг основных тем, которым посвящены работы живописца: русский лирический пейзаж, старинная дворянская усадьба, классические библейские сюжеты.

«Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока».

Элеонора Пастон

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»

Федор Шаляпин

Обратите внимание учащихся на умение художника выявить «поэзию ежедневной жизни», увидеть поэтическое в обыденном, проявить внимание к «малейшей струе в море души», которыми были отмечены созданные им произведения. К примеру, уместно сделать это на примере картины В.Д.Поленова «Лопухи».

Рассмотрите с учащимися наиболее известные «летние» пейзажи В.Д.Поленова.

 Рассматривая картину «Заросший пруд», помогите детям увидеть и оценить утонченную прелесть и таинственное умиротворение этого маленького природного уголка, почувствовать солнечной тепло на досках мостков, «услышать» тихий плеск воды и легкий шелест трав. Можно попросить их представить себя на месте девушки с книгой, сидящей на скамье в тени деревьев и прочувствовать свои внутренние ощущения.

Попросите детей внимательно рассмотреть репродукцию картины «Московский дворик» и помогите им осознать чувство радости от погожего летнего утра, яркой зелени, от красоты белокаменной архитектуры и сияющих куполов церквей на заднем плане. Пусть дети расскажут, а есть ли двор у их дома, и чем он отличается от изображенного на картине. 

При рассмотрении картины «Бабушкин сад» помогите ученикам прочувствовать ощущение органичности жизни людей, связанной с окружающим пейзажем, и особый уютный дух русской усадьбы. Стимулируйте работу их фантазии, пусть постараются домыслить особенности жизни героев картины и характер их взаимоотношений.

По желанию можно сопроводить показ репродукций чтением лирических стихов о природе. Например:

Вхожу в заглохший парк... Всё спит спокойным сном..
Спит тихий пруд, спят зелень и цветы...
Всё, всё забыло здесь о суетном земном,
Всё полно мирных грёз заснувшей красоты.

Склонившись в пруд громадными стволами,
Деревья дряхлые как в зеркало глядят...
Беседки с графскими старинными гербами
Так помечтать под тихий свод манят…

Всеволод Князев

Обратите внимание учащихся на романтическую притягательную таинственность теплого южного моря и экзотической природы палестинских и египетских земель, изображенных на «восточных» пейзажах В.Д.Поленова. Обсудите с детьми, кто из них видел подобную экзотическую природу своими глазами, попросите рассказать о том, что они видели, что им понравилось и запомнилось.

После беседы об общих впечатлениях от картин В.Д.Поленова обсудите ассоциации детей с их собственными прошлыми летними впечатлениями и новыми ожиданиями в связи с предстоящими каникулами.

В конце занятия попросите учащихся написать мини-сочинение или стихотворение по одной из картин Поленова (на усмотрение учителя), например той, которая больше всего им понравилась и запомнилась.

Объявите в классе конкурс творческих литературных работ на тему «Тайны наступающего лета». Для этого предложите учащимся разделиться по их желанию на творческие группы, в каждой из которой дети индивидуально пишут дома сочинение на предложенную тему:

1 тема – сочинение по одной из картин В.Д.Поленова – описание летнего пейзажа, изображенного художником.

2 тема – «Двор моего детства» - описание летних игр и приключений с друзьями во дворе.

3 тема – сочинение «На даче у бабушки» и - 4 тема – «Жду встречи с морем» -описание своих прошлых летних впечатлений на каникулах и нынешних ожиданий в связи с наступающим летом.

Подведите итоги конкурса, выявив победителей в каждой тематической номинации (критериями оценки сочинений могут быть полнота и оригинальность раскрытие темы, выразительность текста и т.п.).

Организуйте оформление готовых сочинений в виде набранных на компьютере и распечатанных текстов. Оформите готовые сочинения в виде книжки «Тайны наступающего лета». По желанию дети могут также выполнить иллюстрации к своим работам и дополнить ими книжку.

Дополнительный информационный материал:

Биография и творчество В.Д.Поленова:

http://vasily-polenov.ru/

http://www.bibliotekar.ru/kPolenov/

http://www.artsait.ru/art/p/polenov/main.htm

Тургель Вероника Александровна,
канд. психол. наук, 

преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена,
доцент кафедры начального образования
и художественного развития ребенка

В статье использовались материалы, подготовленные автором для «Этнокалендаря Санкт-Петербурга 2014»

Среда, 18 Декабря