Джакомо Кваренги

270 лет со дня рождения 
архитектора Джакомо Кваренги (1744—1817) 20 сентября 2014 года отмечается 270-летие со дня рождения Джакомо Кваренги.

Кваренги Джакомо (Гваренги, итал. Куаренги, Quarenghi) – выдающийся итальянский архитектор, представитель русского классицизма конца 18 — начала 19 вв., большую часть жизни работавший в России. Джакомо Кваренги родился в 1744 году в селении Рота-Фуори близ города Бергамо на севере Италии.

По традициям семьи мальчик должен был стать священником, но, видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги решил предоставить сыну возможность учиться рисованию.

С 1761 юноша учился в Риме живописи у А. Р. Менгса и С. Поцци; изучал античную архитектуру, работы Палладио. Как архитектор, Кваренги был достаточно востребован на родине. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено. И сам Кваренги, и его жена были представителями влиятельных на севере Италии и обеспеченных семейств.

В России работал с 1780 года, приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества» Первая значительная работа архитектора — Английский дворец в Петергофе (ныне Петродворец; 1781—1794; полностью разрушен немецкими фашистами в 1942 г.), классически ясное монументальное здание, с мощными колоннадами коринфского ордера. Среди крупнейших работ: здания Академии наук (1783—89), Ассигнационного банка (1783—90), Эрмитажного театра (1783—1787), корпус Обуховской больницы (1782—87, перестроен), Мариинская больница для бедных (1803—1805), Екатерининский институт (1804—07), Конногвардейский манеж (1804—07), Смольный институт (1806—1808)— все эти здания в Санкт-Петербурге.

Они отличаются ясностью планировочных решений, простотой и чёткостью объёмных композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Среди дворцовых загородных построек — Александровский дворец (1792—96) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), центр главного фасада которого подчёркнут парадным двориком, пространственно связанным с парком открытой торжественной колоннадой.

Д.Кваренги был умелым строителем-практиком, тщательно следившим за высоким качеством осуществления своих работ в натуре. Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран. Это связано с тем, что колонны, столь часто используемые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера. Зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — наиболее характерный пример зрелого классицизма в русской архитектуре. В отличие от карьеры, личная жизнь архитектора не была очень счастливой.

Жена Кваренги, итальянка Мария Фортуната родила ему шестерых детей. Их первенец - дочь оставалась в Италии и воспитывалась в одном из миланских монастырей. Из детей, родившихся в Петербурге, две девочки умерли во время эпидемии 1788 года. В следующем году родился сын Федерико, а еще год спустя - Джулио, который, как и отец, стал архитектором и сыграл важную роль в популяризации его произведений.

В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и еще четырех малолетних детей. К уходу за ними, по его словам, Кваренги "был совершенно не приспособлен". Соболезнования друзей, знакомых, сотоварищей по работе и даже самой императрицы мало облегчали участь овдовевшего Кваренги. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и зимой 1793-1794 годов зодчий покинул Петербург.

Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради, лютеранкой, которую родственники в Италии так и не признали. В 1811 году в связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией всего имущества. Можно сказать, что Кваренги потерял первую родину и обрел вторую – Россию. Дж. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянною.

В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

В память великого архитектора мы предлагаем педагогам методические рекомендации к проведению заочной экскурсии для детей 6-8 лет. Заочная экскурсия «Джакомо Кваренги в Санкт-Петербурге»
(для детей 6-8 лет) Форма работы: тематический классный час для первоклассников (или тематическое игровое занятие для старших дошкольников). Цели организации работы: знакомство с жизнью и творчеством знаменитого архитектора Джакомо Кваренги, формирование внимательного отношения к городскому пространству, интереса и уважения к истории родного города, активизация творческих способностей, обогащение словарного запаса учащихся.

Необходимый инструментарий/оборудование: портрет архитектора, фотографии зданий, построенных по проекту Дж.Кваренги, на электронных носителях, компьютер, проектор, экран;

Ход занятия:

Рассмотрите вместе с детьми портрет Джакомо Кваренги.

Расскажите о жизни и творчестве этого выдающегося архитектора.

Обратите внимание учеников на интересные моменты биографии Дж.Кваренги. Например, можно рассказать, что русские современники часто произносили его фамилию с буквой «г» - Гваренги, что у архитектора был большой нос, над которым подшучивали петербуржцы.

«Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» (Ф. Вигель).

Также можно обратить внимание первоклассников на то, что итальянец по происхождению, Джакомо Кваренги считал Россию своей второй родиной. Он отказался вернуться в Италию по приказу итальянского короля в 1812 году после начала военных действий Наполеона в Европе, за что был заочно приговорен к смертной казни с конфискацией имущества.

Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект «Храма в память 1812 г." для постройки в Москве!

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов» Кратко и доступно расскажите ученикам о классицизме в архитектуре, перечислите основные архитектурные сооружения в стиле классицизм, спроектированные автором в Санкт-Петербурге.

Начните заочную экскурсию по зданиям Дж.Кваренги с Академии наук на Университетской набережной. Покажите детям слайд и коротко расскажите об истории здания, обсудите с детьми их впечатления от его восприятия. Обратите внимание учеников на значение Академии наук и науки в целом для развития российского общества. Простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы – одно из самых значительных сооружений Кваренги. Его строительство было вызвано отсутствием резиденци, для учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году. Здание с восьмиколонным портиком и фронтоном, в проекте украшенным статуями, приподнято на цокольный этаж. Оно было поставлено на самой кромке невского, тогда еще не обработанного берега реки, что и заставило архитектора наружную парадную лестницу развернуть по фронту в стороны на два схода. Этот храм науки поражает и ныне ясностью образа и, несомненно, рассчитан на восприятие с другого берега реки от Сенатской площади.

 Предложите детям мини-викторину «Науковедение». Задайте им вопросы: «Что изучает наука… математика (языкознание, история, физика, астрономия, психология и т.п.?)». Также можно попросить детей объяснить, что изучают более сложные науки (бионика, криптология, баллистика и др.)

Следующим объектом экскурсии может быть Эрмитажный театр. Покажите слайд,   прокомментируйте его. В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки "при эрмитаже каменного театра: по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия". Перед зодчим была поставлена трудная задача - разместить театр в очень стесненном месте - во дворе Малого Эрмитажа, над конюшенным корпусом. Это обстоятельство предопределяло относительно небольшие размеры сооружения и, быть может, его конфигурацию. Сам Кваренгиписал, что "старался дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями: Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится: … Я старался дать архитектуре театра благородный и строгий характер. Поэтому я воспользовался наиболее подходящими друг к другу и к идее здания украшениями. Колонны и стены сделаны из фальшивого мрамора. Вместо завитков я поместил в коринфских капителях сценические маски …"

Можно также рассказать детям, что в одном из помещений театра долгое время жила семья Дж.Кваренги, когда не имела финансовой возможности приобрести собственный дом.

Поиграйте с детьми в театр-экспромт (например, это может быть игра с залом «Вы любите театр? Да, да, да!» или театральная импровизация короткого забавного текста, который прочитывает учитель, а дети изображают соответствующих персонажей).

Продемонстрируйте слайд с изображением Конногвардейского манежа на Исаакиевской площади. Выясните, что знают первоклассники о назначении этого сооружения, по необходимости уточните их знания. Манеж строился в эпоху Наполеоновских войн, причём очень быстро, чтобы успеть к возвращению конно-гвардейского полка из Европы. Исаакиевская площадь уже тогда задумывалась, как важная архитектурная доминанта Санкт-Петербурга, поэтому на оформление манежа были отпущены большие деньги. К концу строительства в Италии были заказаны уменьшенные копии мраморных античных скульптур диоскуров (древнегреческих братьев-аргонавтов Кастора и Полидевка), установленных в Риме. Однако понадобилось три года для их изготовления и ещё шесть лет для доставки в Санкт-Петербург. Лишь в 1816 году скульптуры установили по обеим сторонам портика; так возникла целостная композиция фасада. Расскажите о современном использовании здания в качестве выставочного зала, обсудите, кто из детей посещал выставки в «Манеже». 

 Поиграйте с детьми в игру «Лошадки» («Ваши ладошки — это лошадка, а она бежит по коленкам. Вот что умеет делать лошадка: мчаться галопом (звонкие хлопки ладошками по коленкам); бегать по песочку (трение ладоней по коленкам); скакать по камушкам (стучим по коленкам кулачками); брать барьеры (руки поднимают вверх и опускают, хлопая по коленкам, вниз). Итак, начинаются скачки. На старт! Внимание! Марш!»)

Следующий объект экскурсии – Мариинская больница на Литейном проспекте. Рассмотрите с детьми слайд. Главное здание больницы было спроектировано Дж. Кваренги в стиле классицизма. Им удачно применена коридорная планировка здания, а в полуподвальном этаже размещены вспомогательные службы: кухня, баня, кладовые; в бельэтаже — аптека и смотровые; на верхних этажах находятся палаты, конференц-зал и кладовые. На территории больницы размещается 15 зданий, в которых находятся 18 клинических и 20 вспомогательных подразделений. В послевоенные годы больница неоднократно ремонтировалась, По желанию можно кратко рассказать об истории больницы.  

Предложите детям разгадать небольшой кроссворд, в котором нужно вписать названия врачебных специальностей (Например, как называется доктор, который лечит болезни глаз? (окулист)… болезни сердца? (кардиолог) и т.п.)

Покажите учащимся изображение колокольни Церкви во имя Владимирской иконы Божьей матери на Владимирской площади. Храм заложен в 1861 году в стиле, переходном от барокко к классицизму, предположительно по проекту Д.Трезини. Икона, которой был освящён собор, является главной святыней православной России. По преданию предков она была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Иисус Христос. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее в Москве. В последние годы жизни прихожанином церкви был Ф.М. Достоевский. Обратите внимание детей на то, что сама церковь была построена по проекту Д.Трезини, а колокольню несколько позже спроектировал Дж. Кваренги.   Обсудите с детьми, что они знают о назначении православного храма и о значении колокольного звона. По желанию можно дать детям прослушать аудиозапись звучания церковных колоколов.

Сыграйте с детьми в игру «Колокольчики» (дети должны найти пять (или более) колокольчиков, развешанных в помещении класса не на видных местах, в найденные колокольчики можно звонить, создавая разные мелодии).

Подведите итог занятия. Обсудите с детьми, что им запомнилось о жизни и творчестве Джакомо Кваренги, какие из рассмотренных зданий произвели на них наибольшее впечатление. Отметьте, насколько разнообразные по назначению здания, несмотря на их единый классический стиль, спроектировал для нашего города этот выдающийся архитектор.

 Тургель Вероника Александровна, 
канд. психол. наук, преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена, 
доцент кафедры начального образования 
и художественного развития ребенка В статье использовались материалы, подготовленные автором для «Этнокалендаря Санкт-Петербурга, 2014»

Среда, 18 Декабря