Мир Детства » Культура » Искусство и мир детства » Методические рекомендации к проведению театрального КВН "День Радио"

Методические рекомендации к проведению театрального КВН "День Радио"

К 100-летию со дня рождения диктора
Юрия Борисовича Левитана (1914-1983)

Методические рекомендации к проведению
театрального КВНа «ДЕНЬ РАДИО»

 Юрий Борисович Левитан,  диктор Всесоюзное радио, диктор Государственного комитета  СМ ССР по телевидению и радиоавещанию. Народный артист СССР - обладатель редкого по тембру и выразительности голоса.

Юрий Левитан родился 19 сентября 1914 года в городе Владимире. С детства обращал на себя внимание необыкновенно зычный и своеобразный голос мальчика. Друзья и соседи прозвали Юрия Трубой и нередко обращались к нему за помощью, если надо было позвать домой задержавшегося на прогулке приятеля.

В 17-лет Юрий Левитан приехал из Владимира в Москву поступать в театральное училище. Его кумиром был артист В.И.Качалов, и он мечтал стать не менее известным артистом. Однако приемная комиссия кунотехникума «забраковала» юношу из-за сильного окающего владимирского говора, члены комиссии от души посмеялись, услышав речь будущего диктора. Юному владимирцу помог Его Величество Случай - попалось на глаза объявление о наборе в группу ради дикторов, и он решил еще раз попытать счастья. Это прослушивание оказалось похожим на чудо: в новой комиссии Юрия Левитана прослушивал его кумир - сам Василий Качалов. И молодой человек успешно прошел отбор в группу радиодикторов: его приняли, несмотря на провинциальный окающий говор. Для избавления от «речевых дефектов» были предприняты огромные усилия. В студенческие годы Юрий Борисович путем длительных специальных занятий избавился от сильного «оканья»; а для выработки чёткости произношения, часто читал свои тексты, стоя вниз головой на руках.

Но даже с учётом всех природных талантов и колоссальной работоспособности Левитана, судьба его могла сложиться совсем иначе, если бы не Иосиф Виссарионович Сталин, услышавший однажды ночью, как неизвестный ему диктор читает в эфире передовицу газеты «Правды». Вождь тут же позвонил в Радиокомитет и сказал, что текст его завтрашнего доклада на открывающемся XVII съезде партии должен прочесть именно «этот голос».

В годы Великой Отечественной войны Юрий Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. В.Сталина, и его голос стал известен каждому жителю СССР. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять о взятии Берлина и о Победе над фашистской Германией.

Ярким моментом биографии знаменитого диктора является то, что его мастерство по-своему «высоко оценил» даже Адольф Гитлер. Он объявил Левитана своим личным врагом № 1 (даже Сталин значился в списке Гитлера под «номером два»). Фюрер требовал «повесить его первым, как только вермахт войдет в Москву». Нацисты разработали, но так и не осуществили план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч марок. Левитана оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД, получившие приказ применять оружие при возникновении малейшей опасности.

Осенью 1941 Левитан был эвакуировали в Свердловск (ныне Екатеринбург). В послевоенное время в Екатеринбурге была установлена  Мемориальная доска на доме, где Левитан работал в годы войны.

В марте 1943 года Юрия Левитана секретно перебросили в Куйбышев, где уже размещался Радиокомитет. Информацию о пребывании диктора в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя

После войны Левитан читал правительственные заявления, вёл репортажи с Красной площади, из Кремлёвского Дворца съездов, участвовал в озвучивании фильмов, читал текст в телепередаче «Минута молчания», на Всесоюзном радио вёл передачу «Говорят и пишут ветераны».

Скончался Юрий Борисович Левитан от сердечного приступа в деревне Бессоновка Белгородской области во время встречи с ветеранами Курской битвы 4 августа 1983. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Мы предлагаем педагогам в память о знаменитом дикторе провести с детьми младшего школьного возраста внеклассное занятие Театральный КВН «День радио».

 

Форма работы: внеучебное творческое занятие для младших школьников (2-4 класс).

 

Цели организации работы:

знакомство с творческой деятельностью Народного артиста СССР, диктора Всесоюзного радио Юрия Борисовича Левитана,

формирование представлений об особенностях профессии диктора,

развитие речи и творческих импровизационных способностей учащихся.

 

Необходимый инструментарий/оборудование: портрет диктора Ю.Б.Левитана, компьютер со звуковыми колонками, аудиозаписи голоса Ю.Б.Левитана, аудиозапись с театральными шумами.

 

Ход занятия:

Покажите учащимся портрет Ю.Б.Левитана. Расскажите наиболее интересные факты биографии знаменитого диктора (например, о его детском прозвище Труба, о его мечте стать актером, об особом отношении И.Сталина к его голосу и др.)

Познакомьте учащихся с деятельностью Ю.Б.Левитана во время Великой Отечественной войны, дайте им прослушать знаменитые аудиозаписи диктора (сообщение Советского радио о нападении Германии на СССР, акт о военной капитуляции 8 мая 1945 года и др.). Обратите внимание детей на то, что Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер)

Обратите внимание детей на особенности профессии диктора, выделите качества, которые необходимы в данной профессии (четкость и правильность речи, ее артистизм и выразительность, красота голоса и др.). Расскажите учащимся, что все эти качества можно развивать и тренировать. Приведите в качестве примера профессиональное самосовершенствование Ю.Б.Левитана, который постоянно работал над своей дикцией.

Предложите детям попробовать себя в профессии диктора и провести КВН под названием «День радио». Разделите учащихся на четыре команды. Попросите их выбрать капитанов команд и придумать себе названия, связанные с темой (например, «Веселый микрофон», «Радио-няня», «Говорит Москва», «Прямой эфир» и т.п.)

Организуйте участие команд в творческих импровизационных конкурсах, направленных на развитие речи и творчества учащихся.

 

Конкурс «Скороговорка»: четкое произнесение скороговорок каждым членом команды на скорость (Например, «Сшит колпак да не по-колпаковски, вылит колокол да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать- перевыколоколовать»).

Конкурс «Дикция»: отдельные члены команд,наполнив рот карамельками, должны как можно четче продекламировать известные детские стихи (например, «Мои игрушки» А.Барто), чтобы остальные команды угадали стихотворение.

Здесь же можно предложить шуточный конкурс для капитанов: у кого в рот поместится большее количество карамелек.

Конкурс «Поэтические строки»: выразительное чтение заранее подобранных забавных стихотворений, например:

Мышка - малышка

Сел мышонок на масленок,
А масленок - липкий гриб.
Посидел на нём мышонок -
И прилип... 

"Ой -ой - ой, ай - яй - яй!
Мама, мама,
Выручай!" 

А.Лаптев.

К щенку
Козлёнок подошёл:
— Ты кто?
— Щенок.
— А я — козёл.

Гляди, как я умею:
Скок!

— И я могу, — сказал щенок.

- А я по травке побегу!

Щенок сказал:
— И я могу...

— А хочешь, я — о стенку лбом?.
Гляди, как я умею:
Бом!
— Немудрено. И я бы мог,
Да не хочу, — сказал щенок.

А.Шибаев

Конкурс «Радиопостановка»: выразительное чтение по ролям небольших забавных рассказов. Например:

В.Бианки. Лис и мышонок

– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал. 

– Для чего землю копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лис, прятаться.

– Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

– А у меня в норке спаленка.

– Кушать захочешь – вылезешь!

– А у меня в норке кладовочка.

– Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

– А я от тебя в отнорочек – и был таков!

Я.Тайц. Ага

Маша была в деревне. У бабушки с дедушкой. Там были злые гуси. Они ходили гуськом и переговаривались:

- Га-га?

- Ага!

- Га-га?

- Ага!

Они хотели Машу ущипнуть. Маша закричала:

- Бабушка, гуси!

Бабушка сказала:

- А ты не бойся, возьми палку.

Маша взяла палку да как замахнётся:

- А ну, гуси, уходите!

Гуси пошли прочь. Маша сказала:

- Что, испугались?

И гуси в один голос ответили:

- Ага!

Конкурс «Театральные шумы»:

1 часть – узнать на слух разнообразные звуковые эффекты (гудок теплохода, крик петуха, шум толпы и т.п.).

2 часть – имитация звуковых эффектов – изобразить шум моря, крики чаек, скрип открывающейся двери, мотор автомобиля и т.п.- так, чтобы остальные команды узнали услышанный звук.

Конкурс «Интервью»: члены команды без подготовки берут блиц-интервью у литературных персонажей (Вини-Пух, Гарри Поттер, Почтальон Печкин, Ежик в тумане и т.п.) Выбор персонажа осуществляется по жребию.

Подведите итоги конкурса и наградите победителей.

Дополнительный информационный материал:

Биография Ю.Б.Левитана:

http://www.famhist.ru/famhist/chertok/001b3dae.htm

Тургель Вероника Александровна, 

канд. психол. наук, 

преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена,
доцент кафедры начального образования
и художественного развития ребенка

В статье использовались материалы, подготовленные автором для «Этнокалендаря Санкт-Петербурга, 2014» 

Среда, 18 Декабря