Мир Детства » Культура » Искусство и мир детства » Образ матери в искусстве и музыке

Образ матери в искусстве и музыке

http://semyarossii.ru/component/k2/item/120-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5.html

 

Автор Гавриленко Светлана Петровна, Томская область, г. Северск

Тема урока искусства: Образ матери  в искусстве и музыке.

Цель: Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства живописи, музыки, поэзии. Развивать умение слушать музыку, размышлять о  чувствах, которые вызывает  образ женщины-матери в живописи.

Музыкальный и наглядный материал: Репродукции картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», А Васнецова «На пашне. Весна», К. Маковский «Семейный портрет», М. Игнатьев «Няня», А.Пластов «Когда на земле мир». Музыкальные произведения «Аve Maria», «Казачья колыбельная песня» музыка народная, П.И.Чайковский «Мама», В.Шошин «Мама».

Ход урока.

Дети свободно  входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель: Мама!...Самое прекрасное слово на земле. Первое слово, которое произносит человек. Слово, которое на всех языках звучит одинаково ласково и нежно.

Давным  - давно в далёкой стране Италии жил и работал художник Леонардо да Винчи. Вот одна из его самых известных картин – «Мадонна Бенуа». На ней художник изобразил необычного мальчика и необычную маму. Посмотрите, на их головами  нарисован святящийся овал, он называется  «нимб». «Мадонна» означает  богоматерь,  а младенец –  сын бога Иисус Христос. Вглядитесь в лицо матери. Какое оно?

Дети: ...

Музыкальный руководитель: Что показывает мама своему ребёнку?

Дети: Цветок.

Музыкальный руководитель: Мама передаёт ему своё восхищение красотой цветка и одновременно любуется своим сыном. Леонардо да Винчи сравнивает цветок с ребёнком, подчеркивая их первозданную красоту.

В латинском языке есть выражение Аve Maria, оно означает «Радуйся Мария!» Так приветствовал Мать Сына Божьего Иисуса Христа архангел Гавриил.

Аve Maria- лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

Аve Maria- лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.             («Аve Maria» А.А.Фет)

Не обязательно знать итальянский или латинский язык, чтобы понять какие чувства испытывает мальчик, исполняя песню о Божьей Матери, которую вы сейчас услышите. Музыка всё вам расскажет…

Дети слушают в записи «Аve Maria» в исполнении Робертино Лоретти.

Музыкальный руководитель: Что чувствует мальчик, исполняя эту песню?

Дети: Любовь, нежность.

Музыкальный руководитель: А вы испытываете такие чувства, когда думаете о своей маме?

Дети:…

Музыкальный руководитель: Расскажите нам всем о том, какая у вас мама.

Дети по желанию рассказывают о том, какая у них мама, чем она занимается.

Музыкальный руководитель:    У наших мам много хлопот и забот по хозяйству, как и много лет назад. Посмотрите на картину А. Веницианова «На пашне. Весна». Что делает мама в поле?

Дети: Сеет зерно.

Музыкальный руководитель: Почему мама взяла ребёнка с собой в поле, а не оставила дома?

Дети: …

Музыкальный руководитель: Не было в деревне сто с лишним лет назад детских садов, мамы везде брали детей с собой: и в поле, и на пашню. Тяжела была у них доля…

Зной нестерпимый: равнина белёсая,

Нивы, покосы да ширь поднебесная-

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается –

Жалит, щекочет, жужжит.

Приподнимая косулю тяжёлую,

Баба поранила ноженьку голую –

Некогда кровь унимать.

Слышится крик из соседней полосоньки,

Баба туда – растрепалися косыньки,-

Надо ребёнка качать.                        (Н.А. Некрасов)

Чтобы укачать маленького ребёночка, надо спеть ему особенную песню. Как она называется?

Дети: Колыбельная.

Музыкальный руководитель: Подскажите мне, как надо исполнять колыбельную песню.

Дети: Тихо, протяжно, ласково.

Музыкальный руководитель: Я сейчас спою вам «Казачью колыбельную песню», а вы оцените, правильно я её пела или нет.

 

Детям показывают репродукцию картины М. Игнатьева «Няня»

 

Музыкальный руководитель исполняет «Казачью колыбельную песню» на слова М.Ю.Лерманотова (отрывок):

Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.

Дети дают оценку исполнения колыбельной песни.

Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, а какой голос у вашей мамы?

Дети: …

Музыкальный руководитель: Очень интересно узнать, чем вы занимаетесь с мамой вечером?

Дети:…

Музыкальный руководитель: Посмотрите, на картину К. Маковского «Семейный портрет». Чем на картине занимается мама?

Дети: Слушает одну дочку и обнимает  другую.

Музыкальный руководитель:  Композитор П.И.Чайковский нарисовал музыкальную картину «Мама». Послушайте её.

Дети слушают пьесу «Мама» П.И. Чайковского из «Детского альбома», на фоне которой музыкальный руководитель читает отрывок из стихотворения А.Н.Плещеева «Зимний вечер» (отрывок).

 Хорошо вам, детки,-

Зимним вечерком:

В комнате уютной

Сели вы рядком,

Пламя от камина

Освещает вас…

Слушаете жадно

Мамы вы рассказ;

Радость, любопытство

На лице у всех;

Часто прерывает

Маму звонкий смех.

Вот рассказ окончен,

Все пустились в зал…

«Поиграй нам, мама»,-

Кто-то пропищал.

«Хоть уж девять било,

Отказать вам жаль…»

И послушно села

Мама за рояль.

И пошло веселье,

Началась возня,

Пляски, песни. Хохот.

Визг и беготня!

Пусть гудит сердито

Вьюга под окном,

Хорошо вам детски,

В гнёздышке своём!

Музыкальный руководитель: Какой голос у мамы в пьесе?

Дети: Нежный, заботливый, спокойный.

Музыкальный руководитель: В настоящее время многие композиторы посвящают свои песни маме, выражая к ней искреннюю любовь. Сейчас вы услышите песню В.Шошина, которая называется «Мама». Её исполняет девочка, которая как и вы, ходит в детский сад. О чём поётся в этой песне?

 Дети слушают песню В.Шошина «Мама» и отвечают на вопрос музыкального руководителя.

 Дети: Мама спит, она устала,

Музыкальный руководитель: Почему девочка не стала будить маму?

Дети: Она жалеет свою маму. Очень любит её.

Музыкальный руководитель: Посмотрите ещё раз на картины художников, о которых я вам рассказывала. Какой изображали маму эти художники?

Дети: Доброй, заботливой, трудолюбивой, уставшей.

Музыкальный руководитель: Сколько бы вам ни было лет- пять, шесть или пятьдесят, вам всегда нужна будет мамина ласка и понимание, добрый  мамин взгляд и заботливый совет. Чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее будет ваша жизнь. Берегите своих мам!!!

Среда, 24 Сентября