Мир Детства » Культура » Искусство и мир детства » ПРОГРАММЫ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   ВЫПУСК 2

ПРОГРАММЫ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   ВЫПУСК 2

Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А.И. Герцена

2000

Публикуется в год 80-летия

факультета начального образования

РГПУ им. А.И. Герцена

Печатается по решению кафедры эстетического воспитания и РИСа РГПУ им. А.И. Герцена

Научный редактор – канд. психол. наук, доц. Т.А. Барышева

Ответственный редактор – канд. филос. наук, доц. А.А. Щербакова

Рецензенты – д-р философ. наук, проф. И.Л. Набок (РГПУ)

канд. пед. наук, проф. Ю.А. Жигалов (СПГАХПТ)

 Авторские программы эстетических дисциплин: “История художественной культуры”, “Теория музыки и детская музыкальная литература”, “Основы эстетического воспитания”, “Речевое мастерство”, “Основы изобразительного искусства” и курсов по выбору: “Художественная культура Санкт-Петербурга” (1-3 части), “Введение в мифологию народов мира”, “Литературный театр”, “Народная хореография”, “Искусство Древней Руси” и др. входят в систему базовой и углубленной эстетической подготовки учителя начальных классов. Тематика и содержание программ отражают актуальные проблемы эстетического воспитания и художественного образования, художественной культуры, педагогики и психологии искусства. 

© Авторский коллектив, 2000

© Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,

2000

От авторов

Программы базовых и элективных эстетических дисциплин, представленные в данном сборнике, отражают логику и содержание общей и углубленной эстетической подготовки учителя начальных классов. Программы разработаны в соответствии с современными тенденциями гуманизации образования и концепцией многоуровневого педагогического образования, которая в последние годы реализуется на факультете начального образования РГПУ им. А.И. Герцена.

Модель эстетической подготовки учителя начальных классов включает эстетические дисциплины общеобразовательного стандарта (базовые дисциплины) и курсы по выбору (элективные дисциплины). Дисциплины общеобразовательного стандарта входят в программу бакалавриата. Они инвариантны для всех студентов, обучающихся на факультете, и выполняют функции общеэстетической подготовки учителя. Цель данного блока дисциплин – дать базовые знания и ценностные ориентации в области культуры и искусства, основы методологии и общие методические принципы эстетического воспитания младших школьников. В блок эстетических дисциплин общеобразовательного стандарта входят: интегративный историко-культурологический курс (“История художественной культуры”), специальные (“Теория музыки и детская музыкальная литература”, “Основы изобразительного искусства”, “Речевое мастерство”) и завершает общую эстетическую подготовку – интегративный курс “Основы эстетического воспитания”.

В программу специализации – углубленной эстетической подготовки учителя начальных классов – входят курсы по выбору, тематика и содержание которых представляют различные направления эстетического воспитания и художественного образования: “Художественная культура Древней Руси”, “Народная хореография”, “Художник: диалог со временем”, “Художественная культура Санкт-Петербурга”, “Художники-иллюстраторы детских книг”, “Литературный театр” и др.

Все программы – результат творчества преподавателей кафедры эстетического воспитания и апробированы в педагогической практике

 

Раздел I. Программы базовых эстетических

дисциплин

 

В.А. Шекалов

 

история художественной культуры

Пояснительная записка

Значение предмета “История художественной культуры” в системе подготовки будущего учителя, преподавателя любой дисциплины, общепризнано. Формируя духовный потенциал, расширяя кругозор, курс вместе с тем побуждает использовать полученные знания в своей работе в школе.

Для учителя начальных классов этот аспект обретает особый смысл. С одной стороны, не будучи специалистом в области художественного образования, учитель на протяжении трех (или четырех) лет в большинстве случаев практически единолично формирует личность младшего школьника, в том числе и с художественно-эстетической стороны. С другой — в его руках весь процесс обучения и воспитания в начальных классах; многопредметность его деятельности дает возможность широко и системно внедрять достижения мировой художественной культуры в процесс преподавания всех дисциплин, во внеклассную, внеучебную работу.

Учебный план факультета начального образования дает возможность также системно построить процесс художественно-эстетического образования и воспитания студентов. Предмет “История художественной культуры” является важнейшим, но не единственным звеном этой системы. В его преподавании необходима корреляция с такими дисциплинами, как “Эстетика”, “Культурология”, “История цивилизации”, комплексом психолого-педагогических и литературоведческих дисциплин. Важную вспомогательную по отношению к данному предмету роль играет курс “Социокультурный практикум”. В свою очередь, курс “История художественной культуры” является базовым по отношению к таким курсам, как “Основы теории музыки и детская музыкальная литература”, “Основы изобразительного искусства”, “Основы эстетического воспитания”, ряд литературных курсов, многие курсы по выбору; знания, полученные в нем, используются студентами в ходе всех видов практик в школе, при написании курсовых, выпускных и дипломных работ. Такая корреляция пролонгирует воздействие читаемых дисциплин на сознание студента, помогает избежать дублирования отдельных тем, позволяет при необходимости ссылаться на программы соответствующих курсов и т.д.

В результате изучения курса студент должен ориентироваться в основных исторических этапах развития художественной культуры с точки зрения

- места и значения художественной культуры в культуре общества;

- специфики ее функционирования;

- эстетических категорий, выдвигаемых ею на первый план;

- иерархии видов искусства;

- развития стилей, течений, направлений, методов;

- системы жанров.

Студент должен уметь дать обобщенную характеристику творчества крупнейших представителей художественной культуры (тех эпох, когда творчество имеет индивидуальный характер) и продемонстрировать (выборочно) знание конкретных памятников, репрезентирующих данную художественную культуру, вид искусства, стиль и т.д. на уровне как пассивном (узнавание), так и активном (припоминание, описание, частичное воспроизведение). Диалектика общего и единичного, абстрактного и конкретного должна быть постоянно в поле внимания как преподавателя, так и студента.

Курс должен иметь четко выраженную аксиологическую направленность двоякого рода. В каждой художественной культуре следует выделить

- ценности общечеловеческого, мирового значения;

- ценности “педагогические” — все то, что может быть в том или ином аспекте, той или иной педагогической интерпретации применено в дальнейшей работе. Это требует некоторой переакцентировки в освещении и отборе материала. Так, многие явления первобытной культуры — особенности изображения людей и зверей в наскальных росписях, петроглифах, кобанской бронзе, скифском золоте — близки детскому творчеству, обнаруживая общность филогенеза и онтогенеза. Трипольская керамика (как затем египетская и античная) может стать предметом моделирования на уроках художественного труда. В египетской культуре детям близки зооморфные божества, в античной — положительные культурные герои и т.д. При таком чтении курса следует (в первом приближении, имея в виду дальнейшее изучение в соответствующих курсах) обращать внимание и на те явления, которые при обычном подходе остаются “за бортом” (например, акварель “Заяц” или рисунок “Трава” А.Дюрера, анималистические работы П.Поттера и М.Хондекутера, детские портреты Пинтуриккьо и Гейнсборо, тему природы в музыке английских верджиналистов и французских клавесинистов, систему педагогических сочинений И.С.Баха, детскую тематику в творчестве венских классиков, романтиков и т.д.)

Сложной проблемой при изучении курса является проблема “географических” приоритетов. В условиях современной цивилизации, взаимовлияния крупнейших национальных культур безусловно перспективным является предельно широкий, всемирный подход к “географии” культуры. Но реальная ситуация с культурологическим и художественным образованием в стране, городе, острый дефицит времени (при постоянном сокращении), отводимого на чтение курса, практические потребности начального образования заставляют нас принять традиционную “европоцентристскую” модель; изучение культур Востока, Африки, Америки при этом производится обзорно. Более того, исключительная историко-художественная роль Петербурга в сочетании с теми же потребностями начального образования (в частности, введением в начальной школе различных петербурговедческих предметов), побуждают нас сделать эту модель в какой-то степени “петербургоцентристской”. Представляется весьма уместным введение в различные темы петербургских аспектов (например, “античность и Петербург”, “памятники египетской культуры в Петербурге”, “памятники скифской (трипольской, византийской и т.д.) культуры в Эрмитаже”, “голландская (французская, итальянская и т.д.) живопись в Эрмитаже”, “памятники древнерусской архитектуры на территории Ленинградской области”, “зарубежные композиторы и петербургская музыкальная культура” и др.)

Сочетание инвариантности и вариативности является одним из принципов как преподавания курса, так и оценки знаний студентов. Понимание фундаментальных закономерностей развития художественной культуры, знание особенностей основных национальных культур, стилей, памятников мирового значения относится к первой группе. Выбор конкретного художественного материала, включая в ряде случаев и приоритет того или иного вида искусства — ко второй.

Вариативность связана с одной из важных задач курса — формированием творческой активности студента. Не только выбор материала, его самостоятельный анализ, нахождение и изучение литературы, построение сообщений, но и сама тематика семинаров (отчасти и лекций) во многом зависит от художественных пристрастий и интересов, индивидуальности студентов.

Главная цель курса — зажечь в студенте интерес к художественной культуре, ее самостоятельному освоению, сформировать то сложное чувство восторга и неудовлетворенности — восторга перед художественным гением человечества и неудовлетворенности собственными знаниями в этой области — которое только и служит стимулом дальнейшего развития в этом направлении.

Самостоятельная работа студентов: формы и рекомендации.

Изучение конкретных памятников мировой художественной культуры. Эта форма работы предполагает регулярные посещения Эрмитажа и других музеев, театров, концертных залов, прослушивание грамзаписей, аудио- и видеокассет, чтение художественной литературы, экскурсии к памятникам архитектуры, просмотры художественных фильмов, альбомов и т.д. Рекомендуется возможно более глубокое и основательное освоение конкретного памятника: неоднократное “погружение” в него — созерцание, вслушивание, вчитывание, изучение искусствоведческой литературы с его анализом и др. Этот путь — от единичного к общему.

Чтение и анализ литературы по истории художественной культуры, искусствоведению. Рекомендуется идти от более обобщенных и кратких работ типа словарей и энциклопедий — к более подробным и детализированным, каталогизировать и конспектировать или аннотировать изученную литературу.

Составление хронологических таблиц развития художественной культуры, сочетающих синхронический (по горизонтали) и диахронический (по вертикали) подходы. В них должны быть отражены (1) название и хронологические рамки той или иной эпохи, (2) ее общая характеристика, (3) общая характеристика художественной культуры этой эпохи, (4) особенности развития главных видов искусства (стили, жанры, крупнейшие представители, конкретные памятники), (5) педагогическая ценность художественной культуры данного периода, отдельных ее достижений.

Составление словарей, терминологических и персональных. Поскольку курс включает довольно большое число специальных терминов и имен, рекомендуется составлять отдельные небольшие словарики — например, архитектурных терминов, музыкальных жанров, художников, композиторов, литераторов и т.д.

5. Подготовка к выступлению на семинарах с сообщениями по отдельным темам (по выбору студента). При подготовке необходимо обратить внимание на свободную ориентацию в избранном материале, яркую и увлекательную его подачу, контакт с аудиторией, привлечение иллюстраций (в том числе звуковых), по возможности — ТСО.

Промежуточная и итоговая аттестация. Учебный план включает зачет по данному предмету во втором семестре и экзамен в третьем.

Экзамен проводится по билетам, утвержденным кафедрой; один из вопросов в каждом билете — атрибуция и анализ художественных текстов — предполагает умение соотнести предъявленную репродукцию или фрагмент литературного, музыкального произведения с определенной эпохой, стилем, жанром, в отдельных случаях — автором, выявить в нем черты, репрезентирующие данную эпоху, стиль и т.д.

Зачет выставляется по результатам работы студента в течение семестра (выступлениям, итогам викторин, контрольных заданий) либо он проводится в форме свободного собеседования по всем пройденным в семестре темам.

Контрольные задания к курсу

Составить синхронистическую таблицу развития художественной культуры (в конкретные исторические периоды).

Составить перечень основных художественных понятий, характеризующих художественную культуру (конкретного исторического периода).

Составить словарь жанров и (или) терминов к теме “Развитие (конкретного вида искусства) в (конкретный исторический период)”.

Составить словник для словаря “Главные представители художественной культуры (определенной эпохи)”.

Дать характеристику основных художественных стилей и направлений (барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, неоклассицизм, абстракционизм и др.), указать образцы этих стилей.

Привести примеры художественных параллелей в творчестве представителей разных видов искусства.

Дать характеристику творчества крупнейших представителей художественной культуры (конкретного исторического периода, выборочно).

Назвать факты претворения мифологической (исторической, социальной) тематики в разных видах мирового и отечественного искусства в разные исторические периоды.

Составить перечень памятников художественной культуры, связанных с темой “Античность и Петербург”.

Проанализировать конкретный памятник художественной культуры (или его фрагмент).

Составить репертуарный список произведений, идущих в театрах С.-Петербурга или исполняющихся в концертных залах, по определенной теме (например — “античная драматургия”, “театр классицизма”, “оперы Моцарта”, “романтическая опера”, “старинная музыка” и т.д.)

Составить каталог произведений на определенную тему (например, “Музыкальная тематика в живописи XVII в. в Эрмитаже”, “Страницы (русской) истории в Русском музее”, “Природа (время года, птицы, лес, море) в искустве” и т.д.).

тематический план*

 

Тема

Кол-во

часов

лекций

семинаров

1

Введение

2

 

2

Художественная культура первобытного общества

2

1

3

Художественная культура Месопотамии и Древнего Египта

2

1

4

Художественная культура Древней Индии, Древнего Китая, Мезоамерики

2

1

5

Античная художественная культура

2

2

6

Художественная культура западноевропейского средневековья

2

1

7

Художественная культура Византии и Древней Руси

2

1

8

Художественная культура эпохи Возрождения

2

2

9

Художественная культура Западной Европы XVII — первой половины XVIII в.

2

1

10

Художественная культура Западной Европы второй половины XVIII в.

2

1

11

Русская художественная культура XVIII в.

2

1

12

Художественная культура Западной Европы и США XIX в.

2

1

13

Русская художественная культура XIX в.

2

1

14

Развитие художественной культуры Европы на рубеже XIX – XX вв.

2

2

15

Развитие русской художественной культуры рубежа веков

2

1

16

Общие тенденции развития художественной культуры XX в.

2

1

17

Особенности развития отечественной художественной культуры в советский и постсоветский периоды

2

 

 

Всего:

54 часа

*Примечание: распределение часов является ориентировочным и может варьироваться.

Содержание курса

Тема 1. Введение

Предмет “История художественной культуры” и история предмета. Разные подходы к определению понятия “культура”. Система культуры. Культура и культуры. Соотношение понятий “культура”, “художественная культура”, “искусство”, художественное и эстетическое. Культура как воспитание.

Трехмерное строение художественной культуры, ее институциональное, содержательное и морфологическое измерения. Искусство как самосознание культуры. Ценность искусства. Виды искусства, их специфика, историческая изменчивость иерархии.

Основные этапы развития художественной культуры. Специфика истории и географии художественной культуры. Различные подходы к ее изучению и история этого изучения.

Виды и формы изучения дисциплины и самостоятельной работы студентов. Роль художественной культуры Петербурга в этом изучении. Аспекты аксиологического подхода в данном процессе. Междисциплинарные связи. Перспективы использования полученных знаний.

Тема 2. Художественная культура первобытного общества

Понятие “первобытного общества”. Периодизация первобытной культуры. Условность хронологических рамок в отношении первобытной культуры. Археологический и сравнительно-этнографический методы ее изучения. Первичность материальной деятельности. Синкретизм первобытной культуры. Миф и особенности первобытных мифологий. Тотемизм и анимизм. Магический обряд и художественная культура. Зарождение основных видов искусства и основных принципов отражения мира в искусстве. Реализм и символизм. Гармония, симметрия, ритм. Художественное обобщение и гипербола. Фантастическое.

Основные археологические центры первобытной культуры. Пещеры и пещерная живопись. Первобытные Венеры. Эволюция изображения людей и животных в разные периоды. Звериный стиль. Петроглифы. Керамика, прикладное искусство. Орнамент. Мегалиты (менгиры, дольмены, кромлехи) и рождение монументальной идеи.

Памятники первобытной культуры на территории нашей страны. Трипольская керамика, кобанская бронза, скифское золото, сокровища Пазырыкских курганов в Эрмитаже.

Очаги и элементы первобытной культуры в XIX и XX вв. Ценности первобытной культуры. Связь первобытной и народной художественной культуры. Отголоски первобытной культуры в детском художественном творчестве. Возможности использовать достижения первобытного искусства в педагогике начальной школы.

Тема 3. Художественная культура Месопотамии и Древнего Египта

Значение культур Междуречья в истории человечества. Роль природной среды и понятие “ильной цивилизации”. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Развитие государства и художественная культура Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии, их преемственность. Понятия канона, канонической культуры. Государственная религия и монументальная архитектура. Города. Зиккураты и дворцы. Клинопись и развитие литературы. Эпос о Гильгамеше. Библиотека Ашшурбанипала. Сведения о музыкальной культуре.

Египет как “ильная цивилизация”. Роль Нила в формировании государственности и культуры. Особенности религиозных представлений (пантеон богов, зооморфизм, заупокойный культ) и их определяющая роль в жизни и художественной культуре. Культ фараона. Формирование канона. Периодизация истории Египта.

Монументальность, величественность, возвышенность, статичность как художественные принципы египетского искусства. Иерархия видов искусств. Комплексный характер воздействия египетского искусства. Монументальная архитектура как ведущий вид искусства, ее идеологическое значение. Основные жанры архитектуры. Эволюция пирамиды, ее смыслы. Типы храмов. Взаимосвязь архитектуры, изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, живопись) и письменности. Особенности изображения человека в скульптуре и живописи, его эволюция в более поздние периоды. Своеобразие амарнского периода. Прикладное искусство.

Сведения о музыкальном искусстве. Изображения музыкальных инструментов. Многообразие литературных жанров. Мистерии. Высокий уровень культуры, грамотности в Среднем и Новом царствах. Социальный статус ученого и художника.

История изучения Египта. Памятники египетской художественной культуры в Петербурге. Возможности использования ее достижений в начальных классах.

Тема 4. Художественная культура Древней Индии,

Древнего Китая, Мезоамерики

Значение индийской культуры. Периодизация истории Индии. Доарийские и арийские племена. Раскопки в Мохендро-Даро и Хараппе; до-арийские города. Своеобразие индийской мифологии и религий. “Веды”, “Махабхарата”, “Рамаяна” — выдающиеся литературные памятники Индии. Пластичность, музыкальность изобразительного искусства и архитектуры. Буддийские скальные храмы. Скульптура Гандхары.

Музыкальное искусство Индии. Рага — одно из высших достижений мировой музыкальной культуры. Духовность, медитативность, импровизационность. Особенности музыкального языка, его отличие от европейского (микроинтервалы и др.) Разнообразие музыкальных инструментов. Индия и Россия.

Яркая самобытность китайской цивилизации и культуры. Основные этапы ее истории. Достижения Древнего Китая в области науки. Философские, этические и эстетические воззрения. Культ природы. Гармоничность, поэтичность, каноничность художественного творчества, сохранение его специфики на всем протяжении истории Китая. Развитие пейзажной живописи. Жанр “цветы-птицы”. Иероглифы, поэзия и живопись. Эстетизация быта. Прикладное искусство — керамика, бронзовые сосуды, фарфор, резной камень, лак, кость, ткани. Своеобразие китайской музыки. Пентатоника как основной лад. Тональные языки и музыка. Жанр китайской оперы.

Памятники художественной культуры Индии и Китая в Эрмитаже.

Общие черты раннеклассовых цивилизаций и художественных культур Старого Света и Древней Америки. Взаимосвязь государства, религии и художественной культуры; ведущая роль монументальной архитектуры. Зооморфные божества. Изображения человека. Специфика и основные художественные центры культуры ольмеков (Теотиоакан), майя (Чичен-Ица, Кокан и др.), ацтеков (Теночтитлан). Историческая судьба художественной культуры этих народов.

Место древних внеевропейских цивилизаций в современной культуре.

Тема 5. Античная художественная культура

Всемирно-историческое значение античной культуры.

Понятие античности, его возникновение, географические и хронологические рамки. Основные очаги и этапы развития античной культуры. Своеобразие общественно-экономического уклада Древней Греции. Полис как основа античной культуры. Проблема свободы и рост индивидуального начала.

Античная мифология, ее антропоцентризм, разветвленность, художественность, значение для античной и последующих культур. Пантеон богов. Культурные герои. Единство духовного и физического; идея гармонически развитой личности и ее гуманистическая, педагогическая ценность.

Эгейская культура — своеобразное связующее звено между Востоком и Древней Грецией. Основные центры (Крит, Микены, Тиринф, Троя). Архитектура и живопись Кносского дворца. Стили вазописи. Эстетические особенности минойской культуры — светский характер, жизнерадостность. “Циклопическая” архитектура элладской культуры, Микен и Тиринфа — “Львиные ворота”, акрополь. “Маска Агамемнона”. Шлиман и его раскопки. Кикладские идолы.

Периодизация культуры Древней Греции (гомеровский, архаический, классический и эллинистический периоды). Ведущая роль пластических искусств. Эволюция храма (мегарон, храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер), его структура. Смысл и принципы ордерной системы. Сравнительная характеристика греческих ордеров. Театры, стои, булевтерии, стадионы. Основные памятники архитектуры. Роль скульптуры в архитектуре. Эволюция скульптуры от архаики к эллинизму (от статики к динамике). Великие скульпторы Эллады, их наследие, художественные индивидуальности. Эволюция вазописи, многообразие форм и стилей. Другие виды живописи.

Развитие литературных жанров. Эпос и лирика. Театр в общественной жизни и художественной культуре Древней Греции. Эволюция трагедии, ее величайшие представители, структура. Комедия. Роль музыки и танца в театре и культуре в целом. Музыкальные инструменты (лира, авлос, кифара). Пифийские игры. Древнегреческие философы об искусстве, музыке в частности, его воспитательном воздействии. Учение об этосе. Исследования в области музыкальной акустики.

Особенности художественной культуры этрусков. Загадочность формирования этноса. Города, их инфраструктура, дороги, туннели, мосты, геометрически правильная планировка. Свод. Особенности заупокойного культа; росписи гробниц и саркофаги. Портрет. Стили керамики. Бронзовое литье. Влияние на римскую культуру.

Греция и Рим — два типа мышления и мировосприятия. Своеобразия римской культуры и греческого влияния на нее. Идеальность греческой скульптуры и жесткий реализм римского портрета. Эволюция жанра портрета. Документализм. Развитие монументальной архитектуры, появление новых жанров — форум, триумфальная арка, колонна (Траяна), акведук, бани и др. Применение бетона. Главные архитектурные памятники. Стили помпейской живописи. Литература и театр. Распространение греко-римской культуры и ее интернационализация. Влияние культур других народов, входивших в состав Римской империи.

Памятники античной культуры на территории нашей страны. Античность и Петербург. Памятники античности в Эрмитаже. Античные сюжеты, темы в русской литературе.

Ценности античной культуры и педагогика начальной школы.

Тема 6. Художественная культура

западноевропейского средневековья

Проблемы хронологических рамок и периодизации средневековой культуры. Определяющая роль христианской идеологии в период средневековья. Закон “отрицания отрицания” в истории художественной культуры. Отказ от идеалов античности, разделение мира на духовный и телесный, “горний” и “дольний”. Понятия греха и святости.

Христианская культура в Римской империи. Падение Рима, великое переселение народов, образование варварских государств. Варварское, христианское и античное в культуре средневековья. Процесс феодализации и эволюция христианства. Теоцентризм, каноничность, традиционализм, символичность, коллективность, анонимность художественной культуры средневековья. Дифференциация культуры — церковная (культовая), аристократическая (замковая), крестьянская, городская (ремесленная), взаимоотношения этих субкультур. Монастырь как центр культуры.

Иерархия видов искусства в разные периоды средневековья. Библия и ее роль в христианстве и художественной культуре. Другие литературные жанры. Рукописная книга, книжная миниатюра, прикладное искусство в дороманский период. Величие достижений романской и готической архитектуры, ее конструктивные и художественные особенности, главные памятники. Храм как модель мира. Скульптура в храме. Богослужение как синтез искусств. Роль музыки в богослужении. Григорианское пение, его истоки, эстетические и языковые особенности. Сложение системы культовых жанров. Месса, реквием, Stabat Mater, Magnificat, Passionы, их смысл, функция, особенности структуры. Литургическая драма. Мотет. Эволюция музыкального стиля в эпоху средневековья, переход от монодии к ранним формам полифонии. Появление композиторских школ. Возвышенность — основная эстетическая категория музыки средних веков.

Куртуазность рыцарской культуры и культ прекрасной дамы. Музыкально-поэтическое творчество трубадуров, труверов, минезингеров. Рыцарский роман. Танец в средневековой культуре.

Положение народной культуры в средние века, ее сложные взаимоотношения с христианской церковью. Фольклор в профессиональном светском и культовом искусстве. “Смеховая” культура в крестьянском и городском быту, ее социальное значение. Жонглеры, гистрионы, менестрели. Площадной театр и карнавал. Изобретение книгопечатания и его роль в укреплении городской, бюргерской культуры.

Памятники западноевропейского средневековья в Эрмитаже.

 

Тема 7. Художественная культура Византии и Древней Руси

Разделение Римской империи на Западную и Восточную и его значение для мирового исторического процесса. Основные этапы более чем тысячелетней истории Византии. Подвижность географии византийской империи и византийского влияния в разные исторические периоды. Византия и античность. Византийский вариант христианства и раздел единой христианской церкви на католическую и православную. Религиозное и светское в культуре Византии. Формирование византийского богослужебного обряда. Византийские гимнографы и создание системы поэтически-музыкальных жанров православной церкви. Воздействие византийского богослужения. Храм как символ мира и христианина: внешняя скромность при внутреннем богатстве. Западный и восточный типы храма. Храм св. Софии в Константинополе — одно из величайших достижений художественного гения человечества. Система росписи храма — система религиозной иерархии. Мозаика и фреска. От фаюмского портрета к иконе. Иконопочитание и иконоборчество. Отказ от реалистических завоеваний позднеантичных художников и высокодуховный символический язык религиозной живописи Византии. Культовое и светское прикладное искусство. Светские развлечения, государственные праздники, игры на ипподроме. Бродячие актеры, акробаты и др. Искусство книги.

Византия и западноевропейское средневековье. Страны византийского влияния. Переоценка византийского наследия в XIX в. Памятники византийской художественной культуры в Эрмитаже.

Древняя Русь как преемница Византии. Культура языческой Руси. Проблема “двоеверия“: языческое и христианское в русской культуре. Византийское и самобытное: усвоение византийских канонов и их адаптация.

Структура русского православного храма. Исторические и региональные особенности эволюции типа храма от Киевской Руси до XVII в. Изменение византийской концепции. Деревянное зодчество. Формирование иконостаса, его структура. Русская икона — воплощение русской духовности. Шедевры византийской иконописи в русской культуре. Исторические и региональные особенности эволюции иконописи и фресковой росписи. Величайшие мастера русской живописи, их творческие индивидуальности. Особенности иконографии типичных сюжетов. Эволюция русской православной музыки: от знаменного распева к партесному пению.

Восточнославянская письменность и формирование славянских литератур. Памятники древнерусской литературы. Искусство рукописной книги.

Взаимоотношения церковного и народного искусства. Скоморохи. Судьба народных музыкальных инструментов. Основные этапы развития и жанры музыкального фольклора. Многообразие художественных технологий и образов прикладного искусства.

Памятники древнерусской архитектуры на территории Ленинградской области. Древнерусское искусство в Русском музее, Эрмитаже и других музеях города. Художественное наследие Древней Руси в начальной школе (народная игрушка, декоративная роспись, музыкально-танцевальный фольклор, икона, образцы церковного пения).

Тема 8. Художественная культура эпохи Возрождения

<

Понедельник, 15 Сентября