Мир Детства » Культура » Мир детства в искусстве » Детский образ в пластике: о скульптуре внука августа. Особенности скульптурного детского портрета

Детский образ в пластике: о скульптуре внука августа. Особенности скульптурного детского портрета

Обращаясь к теме детских образов в пластике, мы открываем книгу доктора искусствоведения, профессора Глеба Ивановича Соколова «Искусство Древнего Рима» и узнаём, что «в годы правления Августа возникла необходимость портретирования будущих преемников власти. Детей членов семьи Августа изображали не только в рельефах на официальных памятниках, подобных Алтарю Мира, но и в круглой скульптуре. Исполнялись, правда, бюсты и статуи, но преимущественно мальчиков. В изваяниях совсем маленьких детей скульпторы, стараясь как можно точнее передать облик оригинала, показывали своих малолетних натурщиков со всеми подробностями, свойственными их нежному возрасту: большая голова с торчащими крупными ушами, пухлые щечки».

Г. И. Соколов пишет следующее: «Римские скульпторы использовали опыт эллинских мастеров, но шли дальше, так как стремились прежде всего к запечатлению индивидуальных черт. И если этим первым скульпторам-портретистам и не удалось, подобно мастерам более поздних эпох, передать в своих работах все очарование детской непосредственности, то многие их находки определили развитие этого жанра в будущем».

По традиции мы приведем пример детского образа в скульптуре. Итак, согласно источнику, «в собрании Государственного Эрмитажа имеется детский портрет, очевидно, внука Августа, сына Агриппы, Гая Цезаря. Сохранилась лишь головка, возможно, отбитая от бюста или статуи. Внешне все представлено очень искусно — полнота щечек, наивность широко открытых глаз, чистота лба, пухленькие губки. Заметна непропорциональность формы головы: она велика вверху, вытянута в затылке, как обычно бывает у маленьких детей,— и в этом скульптор, очевидно, близок к реальности. Но есть в этом образе ребенка что-то безжизненное, застывшее. Нет подвижности, детской непосредственности. Может быть, именно поэтому скульптура воспринимается не как изображение простого мальчишки, а как исполненный цезарианской холодности и величавости портрет внука императора».

Древнеримский скульптор согласно книге Г. И. Соколова, «исключил живость образа, придав классицистическую строгость композиции, чинность, жесткую неповоротливость в постановке головы. К тому же здесь выявились качества классицизма того времени — стиля, по своей специфике чуждого воплощению таких тем, как изображение детей в раннем возрасте. Разумеется, цветные зрачки и тонированные краской губы помогали восприятию, делали облик ребенка живее, но и при этом чувствовались застылость, чопорность, официальность. Лишь пряди… волос с чисто детской непосредственностью показаны живо».

Детские образы в пластике имеют множество примеров, и обратиться можно к любому из них. Мы же говорили о скульптуре внука Августа в свете наших бесед, посвященных исключительно скульптуре Древнего Рима и конкретно - периоду правления Августа. Именно в это время пластическая форма античности достигла своего совершенства.

* «Августовский классицизм, - говорится в источнике, - являлся… своеобразным покровом, гармоничность которого строилась на отказе от ярких, резких проявлений, несмотря на реальный драматизм внутренних чувств. В художественной же ткани греческого классического произведения эти жизненные проявления, выражавшие суть внутренних переживаний образа, были так гармонично уравновешены, что не нарушали эстетического впечатления».

ИСТОЧНИК: Алексей Каверау
http://www.dkd.ru/design/book/1231/

Пятница, 10 Октября