Мир Детства » Культура » Мир детства в искусстве » Скульптуры, изображающие детей

Скульптуры, изображающие детей

Исторически скульптура возникает как искусство поклонения, изначально – Богам и царям, героям и властителям дум. Но с развитием культуры Христианства дитя начинает все больше рассматриваться как посланец будущего, как потенциальный Мессия. Человечество постепенно приходит к пониманию ценности детства, а вместе с ним и образа ребенка, как объекта благоговения, удивления, заботы и уважения. Дети во многих ипостасях, разного возраста представлены во всем мире в скульптуре.

В ранней христианской традиции это сначала – Божественное Дитя на руках у Богоматери, затем – рядом – ангелочки, нежные создания, а после – и амуры со стрелами. Затем реальные дети – шалуны, любознайки, дети – радости жизни.

Скульптурные образы иллюстрируют мифологические сюжеты, сказки, воплощают фольклорные персонажи. Это, например, памятник капусте, в которой, возможно, нашли всех детей, он установлен в Томске. Скульптура представляет из себя кочан капусты диаметром 82 см, из которого, раздвигая капустные листья, появляется младенец. Его автор – Олег Кислицкий. 

В мире несколько памятников детям, не родившимся (в результате аборта). Это послания, адресованные и женщинам, и мужчинам. Один из памятников изображает и раскаявшуюся женщину, и дитя (прозрачная скульптура – из стекла), о котором она помнит. В другом случае это как бы зародыш малюсенькая фигурка ребенка в руке священника, на белом фоне красная струйка… Изобразив резвящегося мужчину, раскидывающего детей (в Осло), скульптор, возможно, имел в виду мужчин, не задумывающихся о последствиях своих интрижек.

Однако и тематика скульптур расширяется, отражая многообразие занятий, проблем детей. Дети – читатели, восседающие на горе книг или погрузившиеся в мир чтения. Дети, подражающие взрослым и в ногу с ними шагающие (Монтре – Швейцария) – скульптура олицетворяющая желание быть вместе с мамой, быть такой же…  Дети – прыгающие в воду, играющие с животными, бегущие… Или школьный класс, явно позирующий фотографу (Монтре - Швейцария), каждый со своим характером, присмиревшие шалуны. Темой скульптур становятся дети, которых любят и которые счастливы.

Но детское горе, гибель невинного ребенка, страдание детей – жертв насилия – не могли не тронуть сердца взрослых. В Женеве – хрупкая девичья фигурка знаменует дань сострадания детям – жертвам сексуального насилия взрослых. Жертвы войны, дети Блокады, дети, погибшие в концлагерях, дети Беслана…Памятник – детям – труженикам тыла в Великой Отечественной войне в Самаре. И памятник детям, отправленным в гетто в одном из немецких городов – напоминание о том, что все дети – наши и нет оправдания тем, кто делит детей на достойных и недостойных жить…

Немало талантливых напоминаний в скульптуре об ответственности взрослых за жизнь, здоровье, будущее детей стали образами многих скульптур во всем мире. Например, Осло, парк скульптур Вигеланда. Символична выжившая в огне Сталинграда скульптурная группа – «Играющие дети». Красноречива скульптурная группа М.Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», установленная в Москве. 

В современном мире скульптуры, изображающие детей, многообразны по темам, стилистике, материалу, эмоциональному содержанию, но роднит их не только присутствие детей, но и общий тон морального послания: «Взрослые, помните – рядом дети, будьте добрее...»

Понедельник, 1 Сентября