Мир Детства » Культура » Игра » Кукла барби: против и за

Кукла барби: против и за

Кукла Барби: против или все-таки за?

(размышления мамы-психолога)

Статья предназначена для родителей педагогов, в ней содержится анализ развивающего потенциала куклы Барби, рассмотрены исторические функции куклы и представленположительный материнский опыт автора.

Кукла Барби – длинноногая длинноволосая худышка в модной одежде, мечта многих девочек, источник финансовых затрат для родителей и камень преткновения для педагогов и психологов… Любимая игрушка для многих представительниц прекрасного пола от 4-х и подчас до 14-ти лет, и символ «безмозглой блондинистости» для скептически настроенного мира взрослых людей.

Довольно часто в педагогике эта кукла подвергается суровой критике, являясь поводом для многочисленных дискуссий. За что же чаще всего ругает ее строгая психолого-педагогическая общественность?

В первую очередь за то, что не формирует у девочек ценностей материнства и семьи. Кукла должна быть ребенком, ее нужно нянчить, кормить, укладывать в кроватку – вот тогда девочка станет в будущем хорошей заботливой матерью, а не карьеристкой-моделью, озабоченной заботой только о своей «дорого продаваемой» внешности, осуществляемой в ущерб интеллектуальному и духовному развитию.

Также критике подвергается и внешность самой куклы. Что это за худосочная немощь с тонюсенькой талией и палочками-ножками, неудачная пародия на стройность, формирующая у женского пола комплексы неполноценности? По мнению некоторых психологов, такой «эталон стройности», закладываемый в головы наших девочек, приводит в дальнейшем к травмирующим переживаниям по поводу собственной, «неэталонной внешности». Крайний вариант этих переживаний - болезненная потребность худеть, доходящая до анорексии – невротической потери аппетита с патологической худобой, требующей вмешательства психиатра.

А стоимость такой куклы со всеми необходимыми ей аксессуарами? Это какой же семейный бюджет это выдержит?! Несомненно, кукольная индустрия призвана подорвать материальное благополучие обычной российской семьи! А чего стоят ссоры и скандалы по поводу покупки дорогостоящей игрушки, нарушающие психологический комфорт семьи и взаимопонимание между детьми и их родителями?

Не правда ли, все это знакомые мнения и знакомые ситуации? Тем не менее, Барби прочно вошла в привычный ассортимент игрушек для девочек и покидать «насиженное место» пока не собирается. А раз явление есть, его нужно изучать и анализировать. Попробуем разобраться, так ли вредна и опасна в реальности милашка Барби, за ангельской внешностью которой некоторые взрослые склонны видеть «происки западной культуры», преследующей цель разрушить нравственные и семейные устои российского общества.

Как психологу и как маме девочки, мне хотелось бы выступить в защиту куклы, которая на протяжении нескольких лет была другом нашей семьи и во многом помогала мне поддерживать доверительные и теплые отношения с собственной дочкой. Моей дочери сейчас пошел семнадцатый год, она давно уже не играет в куклы, но и Барби в том числе, как мне кажется, обязаны мы нашим непреходящим взаимным доверием и с минимальными потерями переживаемому подростковому кризису. 

Но обо всем по порядку. Сначала попробуем взглянуть на куклу глазами психолога, а заодно культуролога и историка.

Кукла – это не только детская игрушка в виде человеческой фигурки, кукла по сути это любая фигурка, которая изображает человека и служит для выполнения каких-либо символических действий (и детская игра здесь – лишь частной проявление общей закономерности).

 Первыми куклами были идолы – изображения древних богов и сил природы из камня и дерева. Они служили для выполнения символических  действий, нацеленных на общение с богами. В свое время именно куклы спасли жизнь человека от жертвоприношений. У многих древних народов были жестокие обычаи приносить в жертву живых людей, в частности, молодых женщин, чтобы умилостивить своих богов. Об этом мрачном обычае до сих пор рассказывают мифы и некоторые сказки, в которых красавицу отдают на растерзание страшному дракону. Вероятно, однажды людям пришло в голову, что можно вместо живой женщины предложить богам куклу. Наши предки-славяне брали березовое полено, наряжали в сарафан и цветастый платок, поклонялись ему, а потом сжигали на костре и веселились. Отголоски этого обряда есть в русском празднике Масленицы, где сжигают соломенной чучело. 

 В древности куклы выполняли также защитные функции – талисманов, оберегов или берегинь,. У русских крестьян вместе с пелёнками и одеяльцами будущему малышу готовили и куклу-«пеленашку». Ее клали в пустую еще колыбельку: обжить, обогреть. Когда малыш рождался, куклу укладывали с ним и говорили: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!». А двенадцать кукол-лихорадок висели в избе возле печки и оберегали хозяев от болезней. Чтобы избавиться от напасти куколку поворачивали три раза против часовой стрелки и говорили: «Отвернись злом, повернись добром». Интересно, что такие куклы не были игрушками для детей. И еще одна особенность была у всех славянских кукол - у них не было лица. Считалось, что с лицом кукла слишком похожа на человека, и в неё может вселиться злой дух.

 Куклы – детские игрушки, привычные нашим представлениям, возникли исторически для других целей – для детских забав. Детские куклы были найдены археологами на раскопках древнегреческих и древнеримских городов (Помпеи, Троя и т. д.). Такие куклы были чаще всего глиняными, деревянными или сплетенными из соломы.

Самая древняя кукла была найдена в египетской гробнице. Ее похоронили вместе с умершим маленьким фараоном. Интересно, что у таких куколок не было ног, чтобы они не ожили и не убежали от своего хозяина. А живые и здоровые дети фараонов играли другими куклами, «прабабушками» наших Барби. У этих кукол были тонко вылепленные лица, настоящие волосы и искусно сделанные подвижные руки и ноги.

Также у кукол есть особая художественная функция. Это куклы театральные и интерьерные. Они служат для постановки кукольных спектаклей в театре, а также для украшения интерьера или для коллекции. Это куклы, с которыми «играют» взрослые люди: коллекционеры, театральные художники, актеры-кукловоды, модельеры.

 Исторически известно такое явление как кукла-модель. Когда не было модных журналов, телевидения и Интернета модные тенденции в одежде зачастую передавались из страны в страну с помощью специальных кукол, одетых по последнему писку моды.

Интерьерные куклы изготавливаются в ограниченном количестве экземпляров, иногда единственном, и многие операции выполняются вручную. Понятно, что стоимость таких кукол очень высока.

Но вернемся к нашей подружке-Барби.

Какой тип куклы она собой представляет? Не будем впадать в сарказм и называть ее идолом современных модниц. Барби – это детская игрушка, но в то же время еще и кукла-модель. Еще одна «ипостась» Барби – коллекционная интерьерная кукла.

Итак, Барби – прежде всего игрушка. Да, конечно, Барби – это не младенец, призванный актуализировать материнский инстинкт. Это взрослая девушка, подружка, красавица, принцесса. В первую очередь она удовлетворяет потребность маленькой девочки в актуализации женской привлекательности. Поэтому эти куклы так желанны и привлекательны для детей женского пола. Как скептически не относились бы к этому взрослые, но они находят их красивыми. Кстати не все девочки играют в Барби. Те, у кого более развита потребность в материнской заботе, обычно больше любят пупсов – кукол-младенцев. Иногда в разные периоды детства девочки играют в разных кукол.

Но вернемся к Барби. Очень важно, что в качестве игрушки (модели взрослого человека) Барби позволяет девочкам играть в сюжетно-ролевые игры. Это те самые игры, которые по психологическим канонам являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и еще долго сохраняются у младших школьников. К ним относятся игры, «в гости», «в магазин», «в парикмахерскую» и т.д., то есть те, что позволяют детям смоделировать и усвоить различные ситуации социального взаимодействия людей во взрослом мире. И очень кстати с этой точки зрения Барби выпускаются в разных образах – профессиональных и ролевых. Для этой же цели служат и большинство «аксессуаров» - одежда, мебель, посуда, транспорт.

Конечно, все эти игрушки стоят денег, но в магазине всегда можно найти более дешевые аналоги фирменным куклам компании Mattel. Хотя мой собственный опыт в этом отношении показывает, что подчас «скупой платит дважды», так как у дешевых кукол и качество соответствующее (особенно это заметно на волосах, которые у дешевых китайских кукол быстро теряют «товарный вид» и перестают расчесываться, к сильной досаде их маленькой владелицы)

Теперь о «модельных» свойствах куклы Барби. Исторически она и была создана как кукла-модель. Барби появилась в 1959 году в Америке, открыв новую эру в истории промышленного производства кукол. Эта кукла создана американской компанией Mattel, ее придумала основательница компании Рут Хэндлер и назвала в честь своей дочери Барбары. Барби по происхождению – кукла-манекенщица, она всегда имела модный гардероб. Кукла Барби сильно внешне изменилась за свою историю, но до сих пор остается притягательной для девочек всего мира. 

Эта сторона «жизни» куклы позволяет девочкам развивать вкус в одежде и чувство стиля. Потребность быть привлекательной, хорошо выглядеть и уметь подчеркнуть достоинства своей внешности с помощью умело подобранной одежды и аксессуаров - неотъемлемые свойства современной женщины. И каждая женщина хочет видеть свою дочь красивой. Вряд ли можно найти маму, которой хотелось бы, чтобы ее дочь выросла нелепой дурнушкой.

Ну и наконец, Барби – это еще и коллекционная интерьерная кукла. Таких кукол обычно не покупают детям, но их можно увидеть на специально организованных выставках. Костюмы для этих Барби шьют профессиональные модельеры, причем зачастую очень известные и престижные. Каждая такая кукла – произведение искусства, их покупают коллекционеры. Подобные куклы потрясающе красивы и обычно изображают различные сложные образы (силы природы, богини континентов, цветы, мифологические персонажи и др.). Интересна коллекция Барби в национальных костюмах самых разных стран, среди которых, кстати, есть и Россия. На выставках обычно представлена история самой Барби, что позволяет проследить не только как менялась сама кукла, но и как сменяли друг друга модные тенденции и стили в одежде, начиная с 60-х годов и до наших дней. Еще одно интересное направление – мир кино и музыки. Многим куклам придают черты известных актрис и актеров, певиц и певцов. Часто они изображены в конкретных кино-ролях и в соответствующих костюмах. Есть среди таких кукол образы Мерлин Монро, Вивьен Ли, Одри Хепберн, Френка Синатры и многих других. Посещение подобных выставок позволяет развивать у детей эстетические чувства и художественный вкус, заинтересовать их изучением истории моды, костюма и кинематографа. (ссылка на фотогалерею - альбом «Выставка коллекционных кукол Барби») 

Итак, подведем первые итоги. Несмотря на то, что в кукле Барби есть некоторое свойственное всем куклам легкомыслие (вспомните, как говорят о хорошенькой, но пустой женщине – «Кукла!»), вместе с тем мы убедились также, что она обладает достаточным развивающим потенциалом. И здесь мы подходим к самому главному. Не сама по себе кукла плоха или хороша, как не может быть плохим или хорошим само по себе любое явление или средство, к примеру, телевизор или компьютер. «Плохим» или «хорошим», вредным или полезным любое явление делает способ его использования людьми. Вот и с куклой можно играть по-разному.

Приведу пример из моих житейских наблюдений. Однажды, гуляя со своими детьми в парке, я обратила внимание на двух девочек лет шести-семи, которые тоже гуляли вместе со своими мамами. Мамы увлеченно беседовали на скамеечке и были полностью поглощены разговором, в то время как дочки играли со своими куклами Барби. Но что это была за игра? Девочки развлекали себя тем, что, взяв за волосы своих полуодетых кукол, по команде закидывали бедняжек в колючий куст шиповника, а потом соревновались, кто быстрее свою куклу оттуда достанет. Игра была очень веселой. Причем, довольные тем, что девочки не досаждают им, мамы так и не вмешались в этот игровой процесс, пока занятие не наскучило их дочерям. Понятно, что в подобной игровой ситуации никакой потенциал данной игрушки не может быть реализован. И очень печально, что мамы не поняли, что в этой игре у их дочерей формируется равнодушие, а возможно и жестокость. 

Из этого примера видно, что именно от того, как взрослые помогают ребенку организовать игру, и будет зависеть, реализуется ли заложенный в игрушке развивающий потенциал, и удастся ли обойти те «подводные камни», которые могут быть в ней скрыты.

Итак, главное – как играть.

Как психолог, могу предложить три правила организации игры с куклой Барби для родителей и педагогов, которые будут способствовать максимальному развитию девочки и позволят избежать формирования у нее «блондинистого» мировосприятия.

Правило первое: формируйте эмоциональную привязанность девочки к кукле. Для этого, во-первых, кукол не должно быть слишком много. Конечно, у вашей Барби должны быть и подружки (должен же кто-то приходить в гости), и жених (как же без любви!), но любимая кукла должна быть одна. Обычно, так и бывает – одна из кукол, та, которую девочка считает самой красивой, исполняет доминирующую роль в игре. В этом смысле не позволяйте кукольной индустрии наживаться на своем семейном бюджете и не покупайте все новинки из очередных предлагаемых покупателям коллекций, особенно если ребенок вас об этом особо и не просит. Во-вторых, активно поощряйте заботу девочки о кукле, хвалите ее за то, что она со вкусом и к лицу нарядила свою подружку, одела ее на улицу по сезону, красиво накрыла стол для гостей, смастерила что-нибудь для нее (наряды или аксессуары) и всячески поощряйте девочку в этом.

Правило второе: стимулируйте активность ребенка в игре. Обеспечьте необходимые приспособления для игры: посуду, мебель и т.д. Причем старайтесь, чтобы как можно больше делалось своими руками. Приучайте девочку к рукоделию и творчеству: пусть сама попробует смастерить для куклы платье и украшения, придумать новую креативную прическу, вылепить посуду и т.п. Если нужно, ненавязчиво подсказывайте, как разнообразить имеющийся сюжет игры или придумать новый, и давайте советы как лучше организовать игру. Только не будьте при этом слишком назойливы и дидактичны: в конце концов, это игра девочки, а не ваша.

Правило третье: исподволь наблюдайте за игрой ребенка с куклой, а по возможности иногда играйте вместе с девочкой. Выделить полчаса для такой игры несколько раз в неделю не так уж сложно, если вы понимаете важность совместного общения со своим ребенком. Иногда больше времени в течение дня мы теряем попусту (на пустые разговоры или необязательные дела). В подобной совместной игре поддерживается доверительное общение с ребенком, укрепляются дружеские связи. На самом деле и мамы, и большинство педагогов – это выросшие девочки, которым зачастую также достаточно близки «девчоночьи» интересы. А привычка иметь общие интересы – полезная привычка, которая может дальше существенно облегчить вам жизнь в аспекте проблем надвигающегося подросткового периода.

Рискую быть нескромной, используя в качестве примера собственный удачный материнский опыт, так как не могу не поделиться собственным пережитым периодом радости, который оставил множество ярких воспоминаний у всей нашей семьи.

Первую куклу-блондинку мы подарили дочери в 4,5 года. Примерно через полгода у нее появилась подружка-шатенка. Обе они были китайской имитацией Барби. Дочка достаточно регулярно, хотя и не очень увлеченно играла с ними, а я в свою очередь училась кроить и шить им новые наряды. И вот еще примерно через год мы подарили нашей девочке настоящую «фирменную» Барби, хотя и не особенно дорогую. Она была такой милой, что обе мы, мама и дочка буквально влюбились в нее. Таким образом, моя дочь обрела верную подружку, а я – новое хобби: на протяжении нескольких лет я с увлечением моделировала и шила умопомрачительные кукольные наряды. Потом, конечно же, мы обросли подружками и женихами, и дело пошло на широкую ногу.

Чего только не пережили наши куклы: путешествия и свидания, нашествия гостей и показы мод, хирургические операции и даже одни похороны.      

Особенно удавались в нашей семье свадьбы с венчаниями и торжественными регистрациями, а также художественные выставки. Любимая дочкина кукла была по призванию художницей и время от времени создавала новые коллекции абстрактных картин (творчество моей дочери). Немедленно организовывался вернисаж. Я с посильной помощью дочки создавала по этому случаю новую коллекцию нарядов. Дочь любила делать к ним бусы из набора для детского творчества, выдумывала новые прически с «колорированием» волос гуашью, а также накрывала фуршет. (ссылка на фотогалерею - альбом «Домашняя фотохроника куклы Ба

Большой интерес к подобным играм испытывала даже мужская половина нашей семьи. Мой старший сын обычно с нетерпением ждал, когда можно будет приступить к банкету (который дочка всегда готовила исключительно из настоящих продуктов), а муж помогал вести фотохроники нашей кукольной 

Также яркой страницей «Барби-периода» нашей семьи было посещение выставок коллекционных кукол, которые тогда часто организовывали в Санкт-Петербурге. (ссылка на фотогалерею - альбом «Выставка коллекционных кукол Барби»)

Лет шесть спустя я была на подобной же выставке в Музее кукол в Праге, с теплотой вспомнив наши с дочкой «кукольные» впечатления.

Можно сказать, что кульминацией всего этого «кукольного творчества» было создание нами проекта «Кукла вчера и сегодня», который мы с дочерью подготовили в третьем классе. Она успешно защитила его и в школе, и на городском конкурсе технического творчества «От идеи до воплощения» в 2007 году, заняв первое призовое место. (ссылка на Школьный проект КУКЛА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ) см.материалы2012

Как я уже говорила, сейчас моей дочери 16 лет, и ее куклы давным-давно отданы знакомым, а частично (вместе с нарядами) убраны на антресоли. У меня подросла добрая, милая девочка, творческая и талантливая, красивая и стильная. И я убеждена, что помимо всего прочего, в том числе мы обязаны этим и нашим общим подружкам-Барби. А та частица тепла, которая согревала нас в этих совместных играх, никуда не пропала. Мы с дочкой большие друзья, я надеюсь, что так будет и впредь. И я желаю всем мамам такого же гармоничного творческого и человеческого союза со своими дочерьми. И пусть поможет вам в этом и красотка Барби. Ведь любое явление нашей жизни лучше использовать во благо, чем во вред, - и это зависит от нас самих.

Тургель Вероника Александровна, 

канд. психол. наук, 

преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена,
доцент кафедры начального образования
и художественного развития ребенка

 и просто мама.

Четверг, 19 Декабря