Мир Детства » Культура » Культура Санкт-Петербурга детям » Все о Санкт-Петербурге детям » Содержание мини-экскурсии по территории РГПУ им. А.И. Герцена (наб. р. Мойки, 48)

Содержание мини-экскурсии по территории РГПУ им. А.И. Герцена (наб. р. Мойки, 48)

Вступление

Долгий и плодотворный путь от Императорского Воспитательного дома, открытого в 1797 году, до одного из крупнейших вузов страны - Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена насчитывает более двух столетий. 

В состав РГПУ им. А.И. Герцена входят: 21 учебный факультет и 2 учебных института; 6 институтов: международный институт образовательных инноваций, образовательных технологий, непрерывного педагогического образования, общего образования, дополнительного образования, довузовской подготовки; филиалы в г. Волхове и г. Выборге Ленинградской области, в г. Махачкале; более 100 кафедр (включая кафедру ЮНЕСКО); более 10 центров: лингвистический, переводческий, Хагенский центр заочного обучения, курсового обучения, информационно-аналитический, спортивно-оздоровительный, творческого развития и досуга студентов и др; музей истории университета, геологический и зоологический музеи.

Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 1400 преподавателей. В университете обучаются более 20 тысяч студентов.

Предыдущие названия ВУЗа:

Санкт-Петербургский воспитательный дом

Женский сиротский институт

Николаевский институт

Женский педагогический институт

Педагогический институт

Педагогический институт имени А.И.Герцена

Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена

 

5 корпус – Административный.

Бывший дворец графа Разумовского

Этот участок начал интенсивно осваиваться с 20-х гг. XVIII в., когда на берегах р. Мойки (в старину - Мья) развёртывается строительство усадебных комплексов и дворцов. Одним из первых был возведён дворец графов Строгановых, соседний с ним участок принадлежал обергофмаршалу Рейнольду Левенвольде, приближённому Анны Иоанновны.

На участке Левенвольде по проекту Ф.Б. Растрелли в 1630 строится деревянный барский дом. Однако Левенвольде не довелось долго жить в своём дворце – очередной дворцовый переворот сверг с трона младенца Ивана 6 и его мать - регентшу Анну Леопольдовну. На престол взошла дочь Петра I Елизавета. Левенвольде, обвинённый в заговоре против Елизаветы был сослан в Сибирь, его дом был конфискован в казну и в 1742г был подарен императрицей Елизаветой Петровной брату своего тайного супруга Алексея Григорьевича Разумовского – Кириллу Григорьевичу Разумовскому, - «президенту» Академии Наук гетману Украины, в день его свадьбы.

О бывшем владельце нам напоминают старинные портретные лепные барельефы на обоих фасадах здания, изображающие императрицу Елизавету и обоих братьев. Как было упомянуто, первоначально здание было деревянным, позднее на его месте, специально для Разумовского, по проекту знаменитых архитекторов того времени А.Ф. Кокоринова и Ж-Б. Валлен-Деламота был построен великолепный каменный дворец, строительство которого велось в течение 4 лет с 1762 по 1766. Дворец Разумовского – одно из немногих зданий XVIII века в Санкт-Петербурге, которое сохранилось практически без наружных переделок. В то время как от внутренней отделки остались только мраморный пол, колонны в главном подъезде и великолепная лепка на 3-м этаже парадной лестницы, в том числе герб Разумовских, а также своды домовой церкви. Парадный двор был отделён от проезжей части набережной р. Мойки высокой, в то время каменной, оградой с монументальными воротами в центре, сохранившимися до настоящего времени.

2-го мая (по старому стилю) 1797г. по воле супруги нового императора Павла I, императрицы Марии Фёдоровны, взявшей под своё высочайшее покровительство все образовательные и воспитательные учреждения, в бывший дворец Разумовского переехал Воспитательный Дом. Этот день и был выбран ученым советом РГПУ имени А.И. Герцена Днем Университета.

Воспитательный Дом возник в Петербурге в 1770г. на территории Смольного Двора как заведение для приёма, воспитания и образования детей-сирот и подкидышей, детей из обездоленных семей. А также при Доме открылся госпиталь для "бедных родильниц", куда беременные женщины могли приходить круглосуточно и анонимно. Число детей быстро увеличивалось, к тому же Дом находился слишком далеко от центра города и близко к Неве, которая постоянно угрожала наводнениями. Поэтому с 1780г. Воспитательный Дом несколько раз менял местоположение, пока окончательно не обосновался на берегу р. Мойки в 1798г., где размещался до 1917 года, и где ныне размещаются основные подразделения его преемника РГПУ им. А.И. Герцена.

Воспитательный Дом явился одним из первых учебных заведений в стране, осуществлявших подготовку специалистов со средним образованием (мужчин и женщин), а также ремесленников широкого круга специальностей. Для юношей в начале XIX века были учреждены "латинские классы", лучшие выпускники которых направлялись на дальнейшую учебу в заграничные университеты, в филиал Воспитательного Дома, в Медико-хирургическую Академию. Остальные дети по своему выбору овладевали профессиями аптекаря, писаря, лекаря, садовника, канцелярского служащего и т.п.

Мария Фёдоровна заложила основы женского педагогического образования в России – вскоре после "латинских" для девушек при Воспитательном Доме открылись "французские классы" для подготовки гувернанток, домашних учительниц. После окончания их направляли только в "благонравные семьи". ВД тщательно собирал сведения о будущих хозяевах. Первоначально воспитанники обоего пола воспитывались и обучались на одной территории, но в разных корпусах. При новом императоре, Николае I, в 1834г. девочек и мальчиков разделили: мальчиков перевели в Гатчинский филиал Воспитательного Дома, и в здании на Мойке разместились сугубо женское заведение.

Кроме того, Николай, будучи ярым приверженцем принципа сословности, распорядился, чтобы, начиная с 1837г., Воспитательный Дом перестал принимать детей без оглядки на происхождение. Учебные классы и жилые помещения Воспитательного Дома были превращены в Сиротский институт для сирот благородного происхождения, в основном для детей офицеров, погибших на войне, а также детей гражданских чиновников. В 1855г. после смерти Николая I институт получил название Николаевского Сиротского института. Он по-прежнему готовил гувернанток, наставниц. Жизнь институток, как это обычно бывает в закрытых учебно-воспитательных заведениях, была жестко регламентирована. Главное содержание жизни составляла учёба. До 1862г. воспитанницы пребывали в институте постоянно, никуда не выходя и не выезжая, с редкими посещениями родственников. С 1862г. их стали отпускать к родственникам на летние каникулы и Рождество. В 1864г при воспитательном Доме открывается женская гимназия с педагогическими классами, а при ней педагогические курсы для подготовки домашних наставниц. В 1903г курсы для подготовки домашних наставниц преобразуются в Женский педагогический институт (впоследствии размещается в специально построенном здании на ул. М. Посадской, 26) – ныне факультет Коррекционной педагогики.

В 1837 году на базе учебных классов Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт, позднее переименованный в Николаевский сиротский институт. Опыт образовательной деятельности данного института был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России - Императорского Женского педагогического института, созданного в 1903 году.

В 1922-1925 годах педагогические учреждения, связанные с Воспитательным домом, были объединены в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. В 1991 году ЛГПИ им. А.И. Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена", что явилось признанием его ведущей роли в российском и мировом образовании. В январе 1998 года Указом Президента Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

После Октябрьской революции, с 1918 по 1925г. в помещении бывшего Николаевского Сиротского института помещался Дворец материнства и младенчества, затем институт Дошкольного образования, Всероссийский центр изучения ребёнка.

В 1925г. произошла крупная реорганизация высших педагогических учреждений города, и возник объединённый Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена – названный так (в 1920г.) в честь 50-летия со дня смерти выдающегося русского мыслителя, писателя, русского революционного демократа А.И. Герцена, и в бывшем дворце Разумовского разместились структуры института.

Памятная доска А.И. Герцену  первом этаже Административного здания

Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) (1812 - 1870) 

 

Русский политический деятель, писатель, философ, публицист. Внебрачный сын знатного русского барина И.А. Яковлева и немки Луизы Гааг, которую Яковлев, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собою в Москву. Ребенку Яковлев дал фамилию Герцен (от немецкого слова "Herz" - сердце). У матери он научился немецкому языку, в разговорах с отцом и гувернерами - французскому. У Яковлева была богатая библиотека, состоявшая почти исключительно из сочинений французских писателей XVIII в., и в ней мальчик рылся вполне свободно. В 1833 Герцен окончил университет со степенью кандидата и серебряною медалью. 

Через год после окончания курса Герцен и его друг Огарев были арестованы. Причиною ареста был самый факт существования в Москве "неслужащих", вечно о чем-то толкующих, волнующихся и кипятящихся молодых людей, а поводом - одна студенческая вечеринка, на которой пелась содержавшая в себе "дерзостное порицание" песня, и был разбит бюст императора Николая Павловича. Дознание выяснило, что песню составил Соколовский, с Соколовским был знаком Огарев, с Огаревым дружен Герцен, и хотя на вечеринке ни Герцен, ни Огарев даже не были, тем не менее, на основании "косвенных улик" относительно их "образа мыслей", они были привлечены к делу о "несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре молодых людей, преданных учению сен-симонизма". В тюрьме Герцен пробыл девять месяцев, после чего, по его словам, "нам прочли, как дурную шутку, приговор к смерти, а затем объявили, что, движимый столь характерной для него, непозволительной добротой, император повелел применить к нам лишь меру исправительную, в форме ссылки". Благодаря хлопотам друзей Герцену удалось после нескольких переездов и ссылок выйти в отставку и переехать в Москву. Там и прожил он с 1842 по 1847 - последний период своей жизни в России. В 1847 он прибыл в Париж, затем в Женеву, жил в Италии. Похоронив в Ницце жену, Герцен переехал в Лондон, где поставил первый станок вольной русской прессы, на котором печатались журналы "Полярная Звезда" и "Колокол", первый номер которого вышел 1 июля 1857. Умер 21 (по старому стилю - 9) января 1870 в Париже. Похоронили Герцена сначала на кладбище Pere Lachaise, а потом прах его был перевезен в Ниццу, где он покоится до настоящего времени. Над могилой высится прекрасный, изображающий Герцена стоящим во весь рост, с лицом, обращенным по направлению к России, памятник работы Забелло. 

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Много ценных мыслей высказал Герцен об общем образовании, о воспитании детей в семье, о детском чтении и самообразовании.

 

С 1934 по 1957 года к Педагогическому институту им. Герцена были присоединены Государственный институт научной педагогики, Педагогический институт имени Н.К. Крупской, Второй Ленинградский педагогический институт иностранных языков, Педагогический институт имени М.Н. Покровского. ЛГПИ развивался как крупнейший центр педагогической мысли, науки и культуры страны. Здесь работали известные учёные, академики, профессора, возглавлявшие широко известные в мире научные школы ботаники В.Л. Комаров и Ф.Д. Сказкин, историки Е.В. Тарле и В.В. Струве, педагоги А.П. Пинкевич и В.Н. Сорока-Росинский, психологи С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский. Многие из них надолго связали свою судьбу с педвузом, стали его ведущими профессорами.

В 1991 году Приказом Министерства образования Российской Федерации ЛГПИ аттестовывается в Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена.

 

Фундаментальная библиотека университета 5 корпус –

 старейшая и крупнейшая вузовская библиотека России. Созданная одновременно с университетом, библиотека за время своего существования внесла огромный вклад в научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность университета.

В целях лучшего устройства и сохранения научного характера книгохранилища, библиотека подразделялась на фундаментальную, в состав которой входило более 10 тысяч экземпляров уникальных изданий книг и журналов на русском и иностранных языках ХVII - ХVIII в.в., в том числе старопечатных и специализированные пункты выдачи учебников на территориях факультетов, расположенных в разных концах города, в фонды которых входило около 20 тысяч экземпляров учебной литературы ХVIII - ХIХ веков

В 1873 году в Сиротском Николаевском институте открыта читальня; в 1877 году появляются первые правила для работы в капитальной библиотеке, которая в 1887 году формируется как фундаментальная. После революции в фонды библиотеки влились большие книжные фонды ряда закрытых учебных заведений 

Библиотека ЛГПИ не прекращала работы в условиях блокады. Героизм библиотекарей помог сохранить богатые фонды. 

В настоящее время фонд библиотеки насчитывает около 3 млн. экземпляров книг по всем отраслям знаний. С 1934 по 1941 год библиотека получала бесплатный обязательный экземпляр книг Всесоюзной книжной палаты по педагогическим и методическим дисциплинам, а после войны и по настоящее время - платный обязательный экземпляр, что позволяет иметь полный комплект научной и учебной литературы по профилю всех факультетов и кафедр.

 

Памятник основателю русской педагогики К.Д. Ушинскому

Перед зданием бывшего дворца Разумовского, ныне 5-м административным корпусом, в 1961г. был установлен памятник основателю русской педагогики К.Д. Ушинскому, работы скульптора В.В. Лишева. 

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ родился в Туле в 1824. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее.

Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея, он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения.

Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. 

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857-1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом.

Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

Ушинский редактировал в 1860-1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал.

Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку.

К. Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения - «Родное слово» (1864-1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)») и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда.

Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать возможно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

 

Сад

За дворцом Разумовского был сад (разбитый ещё во времена Левенвольде), в котором гуляли питомцы Воспитательного Дома. Ранее были там и фруктовые деревья, и оранжереи с коллекциями редких растений. В начале XIX века, при строительстве Казанского собора, часть сада была вырублена и образовавшаяся полукруглая площадь в 1811-1812гг. была обнесена со стороны собора знаменитой решёткой в неогреческом стиле, исполненной по проекту А.Н. Воронихина, которая является одним из лучших достижений русского декоративного искусства начала XIX века. По проекту Воронихина гранитные постаменты по концам ограды предполагалось увенчать монолитными статуями апостолов Петра и Павла, но замысел этот так и не был осуществлён. Лишившись части своего сада за счёт решётки и сооружённого сквера напротив Казанского собора, Воспитательный Дом (который к тому времени расположился в бывшем дворце Разумовского) потребовал у Воронихина компенсации – строительства двух каменных флигелей, которые ныне выходят на Казанскую улицу. Здесь разместились квартиры мелких чиновников и служителей Воспитательного Дома.

 

4 корпус – студенческий клуб.

Покровская церковь

Руководители и покровители Воспитательного Дома и последующих учреждений заботились не только об образовании своих воспитанников, но и об их духовном, нравственном становлении и развитии. Большую воспитательную роль в этом сыграли домовые храмы, расположенные на территории Воспитательного Дома. В 1829-34гг. к бывшему дворцу Разумовских пристроено здание домовой церкви, освящённой во имя пресвятой Богородицы, - ныне 4 корпус – клуб.

Проект Покровской церкви разработал Доменико Квадри, а после его смерти строительство возглавил архитектор П.Б. Плавов. Закрыта церковь была в 1922г. впоследствии была переделана под студенческий клуб, который располагается в этом корпусе и в настоящее время.

 

2 корпус – факультеты физики, биологии, химии, управления.

Бывший дом Штегельмана

Рядом с усадьбой Разумовского находится участок, который формировался, как городская усадьба, первоначально принадлежавшая близкому к придворным кругам Степану Лопухину. Для него был построен деревянный дом-дворец со службами, развит сад с каменными оранжереями, фруктовыми деревьями и квадратным прудом. После заговора 1741г. члены семьи Лопухиных, так же, как и их сосед Левенвольде, были сосланы в Сибирь, и в 1743г. участок с домом переходит в собственность придворного поставщика тканей Г.Х. Штегельмана – одного из богатейших купцов того времени. Для него строится двухэтажный каменный дом в стиле барокко по проекту Ф.Б. Растрелли. После смерти Штегельмана его вдова выставляет дом на продажу, спустя некоторое время он приобретается в казну самой Екатериной II, и жильцом дома становится один из её фаворитов – граф Григорий Орлов. Дом перепланируется в стиле раннего классицизма. Интерьеры бывшего дома Штегельмана были перепланированы во вкусе влиятельного екатерининского фаворита, многие помещения были отделаны позолотой. Усадьбу неоднократно посещала императрица.

После смерти Г. Орлова дом неоднократно менял владельцев и жильцов, пока не был пожалован Павлом I внебрачному сыну Екатерины II и Г. Орлова графу А.Г. Бобринскому. Однако и ему не пришлось владеть домом – Мария Фёдоровна купила его вместе с домом Разумовского (1797г) для нужд Воспитательного дома.

С 1843г в здании помещался Александрийский Сиротский дом для девочек из разночинных мещанских семей, который в 1905г. стал первым профессиональным училищем готовившим нянь, модисток, учительниц начальных разночинных школ. С 1925 - учебный корпус ЛГПИ.

 

1 корпус – факультет математики, столовая.

Бывший дом фабриканта Битепажа

В комплекс выдающихся памятников русского зодчества XVIII-XIX веков входит здание неизвестного архитектора – бывший дом фабриканта Битепажа, квартиры которого сдавались в наём. Подобно усадьбам Разумовского и Бобринского, он был приобретён для Воспитательного Дома. И это, собственно, и был настоящий Воспитательный Дом: в нём располагались приёмное, грудное отделение, родильное отделение, акушерская школа. Дом также подвергся перепланировке и был достроен – архитектор Плавов пристроил к дому со стороны сада 4-этажный флигель для помещения грудного отделения и лазарета для младенцев.

Фасад дома украшен скульптурным изображением пеликана, выполненным по рисунку Д. Кваренги.

Пеликан — персонаж многих сказок и легенд. Он символ и эмблема самопожертвования. У мусульман он считается священной птицей — по преданию пеликан носил в горловом мешке камни для постройки святынь в Мекке. 

В христианской литературе упоминалась легенда о птице пеликане, которая спасает своих птенцов, укушенных ядовитой змеёй, давая им пить свою кровь, исторгнутую из своей утробы. 

Существует и другая легенда: некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы птицы пеликан. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, птица пеликан разорвала себе грудь и напоила своей кровью. Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью и кровью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим Свою кровь ради спасения человечества.

Кое-какие предположения о происхождении мифов у орнитологов есть. Одна из версий заключается в том, что пеликан часто поправляет перья на своей груди, которые обычно имеют белый цвет, но во время брачного периода у самцов они окрашиваются в розовый. Поэтому   издали может показаться, что пеликан кормит птенцов своей кровью.

Другая версия основана на том, что пеликаны кормят птенцов полупереваренной пищей из своего желудка. При этом   клюв птенца должен доставать до пищевода взрослого пеликана, пища отрыгивается и ее проглатывает птенец. Может быть, эта картина послужила основой для легенды.

Кстати, полная легенда о Пеликане такая: он так сильно любит своих птенцов, что сжимает их в объятиях до смерти. И потом - возрождает к жизни собственной кровью.

Пеликан, кроме того, является важнейшим алхимическим символом - отчасти из-за уже упоминавшейся легенды, отчасти из-за сходства его клюва по форме с ретортой (которую иногда именовали "философским пеликаном"). В Скандинавии пеликан — эмблема доноров.

Распространена также фигура пеликана, "наносящего себе раны". Например, в таком виде он выполнен на гербе Корпуса Кристи колледжа в Оксфорде, тогда как на гербе колледжа с таким же названием в Кембридже пеликан изображен в гнезде со своими птенцами.

Пеликан служил официальной эмблемой Ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Такие же лепные пеликаны украшают фронтоны 2-го и 6-го корпусов, арочные ворота, и по сей день красуются на гербе нашего университета.

Большое внимание обращалось на дальнейшее обучение и трудоустройство питомцев Воспитательного Дома. Часть их становилась государственными крестьянами, другие (юноши) – вольными матросами Балтийского флота. Учитывая государственную потребность в сельских школьных учителях и младшем медицинском персонале, при Воспитательном Доме в середине XIX века были открыты учительская семинария для юношей (нынешний 13 корпус) и женское училище для подготовки младшего мед. персонала и сельских учительниц (в 1 корпусе).

20 корпус – факультеты социальных наук и юридический.

 

Бывшее училище глухонемых.

Церковь Петра и Павла

Завершается комплекс университета постройкой, расположенной на углу набережной р. Мойки и ул. Гороховой. Первоначально этот участок принадлежал гр. Мусину-Пушкину, затем долгое время фельдмаршалу А.Б. Бутурлину, а в середине XVIII века перешёл в собственность купцов Кусовниковых.

В 1817г. дом Кусовниковых приобретается и перестраивается под руководством архитектора П.С. Плавлова для размещения училища глухонемых детей, первоначально возникшего в Павловске. Парадный вход в училище был с улицы Гороховой.

В стенах училища трудились известнейшие педагоги-основоположники отечественных трудов по сурдопедагогике Г.А. Гурцов, В.И. Флери, Я.Т. Спешнев и др. Училище глухонемых явилось первым стабильным специальным заведением. В конце XIX века здесь впервые в стране началась подготовка сурдопедагогов. В последующем из училища вырос факультет коррекционной педагогики нашего университета.

На 3-м этаже училища размещалась ещё одна специальная домовая церковь, освящённая в честь апостолов Петра и Павла. Каждый священник, вступающий в должность законоучителя в училище глухонемых, должен был быть испытан в знании мимического языка. Часть икон церкви была написана самими глухонемыми учениками, обучавшимися иконописи.

После революции храм просуществовал 55 лет. В наше время храм восстановлен и обрёл своих прихожан – студентов нашего университета.

В середине XIX века к училищу был пристроен новый корпус – нынешний корп. 20(а). Там расположились квартиры служащих училища и священника храма Петра и Павла, а также корпус нынешней поликлиники – также для квартир.

 

Памятник И.И. Бецкому

 

Не случайно именно перед 1-м корпусом располагается бюст выдающегося просветителя XVIII века Ивана Ивановича Бецкого, установленный в 1868г., являющийся увеличенной копией работы скульптора Н.А. Леверецкого с оригинала скульптора Я.И. Земельгака, хранящегося в Русском музее.

Бецкой, Иван Иванович [3(14).2.1704, Стокгольм, — 31.8(11.9).1795, Петербург] — русский общественный деятель. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Родился в Стокгольме, где его отец находился в плену. Фамилия «Бецкой» образована путем отсечения первого слога от фамилии отца. Бецкой учился в копенгагенском кадетском корпусе. В 1740-е годы служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 году вышел в отставку и до 1762 года жил большей частью за границей. 

Екатерина II поручила Бецкому разработку реформы образования. В 1763 года он опубиковал «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовал идеи энциклопедистов Дж. Локка, Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо. 

В соответствии с взглядами Руссо центральной идеей Бецкого было воспитание нового порождения людей в изолированных от окружающей среды детских питомниках. Эту идею легче было реализовать в чистом виде, имея дело с детьми-сиротами. Именно И.И. Бецкому принадлежала идея создания Воспитательного Дома сначала в Москве, затем в Петербурге. Также бронзовая фигура Бецкого как одного из сподвижников помещена на памятнике Екатерине II в сквере на площади Островского.

В 1764 году «Генеральное учреждение» получило одобрение Екатерины. В соответствии с замыслами Бецкого были открыты училище при Академии художеств (1764), воспитательные дома в Петербурге (1770) и Москве (1764), коммерческое училище (1772), при Воскресенском (Смольном) монастыре Петербурга был основан институт благородных девиц с отделением для девочек из мещан (Смольный институт), были преобразованы кадетские корпуса. 

В 1764—1794 годах Бецкой был президентом Академии художеств в Петербурге. Он высказал много новых и прогрессивных для своего времени педагогических идей. В разработанных им планах учебных заведений он пытался воплотить все, что выработал к этому времени образованный мир Европы. Бецкой мечтал создать «новую породу людей» — просвещенных и гуманных дворян, купцов, промышленников, ремесленников. 

К 1782 году влияние Бецкого стало ослабевать, и он был отстранен от руководства просветительными учреждениями.

 

Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

 

Музей истории создан в 1974 году. Фонды Музея насчитывают более 30 тыс. единиц хранения. В музее собраны материалы, отражающие историю педагогических учреждений г. Санкт-Петербурга, начиная с 1770г. Среди экспонатов имеются уникальные коллекции воспитанниц Воспитательного дома, Николаевского сиротского института (1887-1914гг.), Императорского Женского педагогического института (1903-1921гг.), III Петроградского педагогического института, документы об основании и реорганизации педагогических институтов, факультетов и кафедр, афиши с объявлениями о приеме студентов, документы об учебно-педагогической, общественной деятельности, воспоминания преподавателей и воспитанников, личные вещи, предметы быта, интерьеров и т.д. Уникальные материалы хранят личные фонды профессоров литературоведов Н.П. Гринковой (1895-1961), Ф.П. Филина (1908-1982), методистов по преподаванию естественно-научных дисциплин П.И. Боровицкого (1846-1966), С.А. Павловича (1884-1966), химии В.Н. Верховского (1873-1947), педагогов А. П.Пинкевича (1884-1939), В.Н. Сорока-Росинского (1882-1960) и др. 

Музей хранит письма, открытки, рисунки, фотографии с автографами известных ученых, писателей, артистов, композиторов, художников В.М. Бехтерева, Л.Ф. Лесгафта, И.И. Толстого, В.А. Догеля, П.Ф. Каптерева, О. Берггольц, Л. Дудина, Е. Долматовского, Ю. Толубеева, Л.И. Егоровой и многих других. 

В фонде музея более 16500 фотографических материалов. Среди них - уникальные работы известных петербургских художников-мастеров фотодела К. Буллы, К. Штегемана, И. Оцупа и др.

Несомненна ценность коллекции, отражающей подвиги герценовцев в тылу и фронтах Великой Отечественной войны: вещи, фотоальбомы, дневники, боевые награды, книги с автографами и др.

Профильные науки представлены в экспозициях зоологического и геологического отделов музея.

Экспозиция музея расположена в здании бывшего дворца графа К.Г. Разумовского. Архитекторы А.Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Памятник архитектуры XVIII - начала XIX вв. Дирекция находится в здании первого в России училища для глухонемых детей. Архитектор П.С. Плавов (1865г).

 

История Института детства

В 2003 году был образован Институт детства на основе объединения факультетов дошкольного образования и начального образование в единое структурное подразделение университета им. А.И Герцена. Руководство новым подразделением было возложено на кандидата педагогических наук, доцента Нину Анатольевну Ноткину.

 

Историческая справка

В 60-70 гг. Х1Х века в Санкт-Петербурге при Санкт-Петербургском Фребелевском обществе содействия первоначальному воспитанию детей в 1871 год были открыты платные одногодичные курсы по подготовке детских садовниц и семейных воспитательниц, которые и стали первым в России педагогическим учреждением по подготовке воспитателей для общественных дошкольных учреждений - детских садов. 

1 сентября 1918 года в Петрограде был создан первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников - Педагогический Институт Дошкольного Образования (ПИДО). Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского Сиротского института (набережная реки Мойки, 48 и Казанская улица, 3). Основной цел

Понедельник, 15 Сентября