Мир Детства » Образование » Психологические проблемы детства » Психологический портрет первоклассника

Психологический портрет первоклассника

Семенова Т.С.Психологический портрет будущего первоклассника. Послесловие психолога к результатам набора детей в гимназический класс // Психологическая наука и образование. 2006. №4. 

Семенова Т.С., доцент Пензенского государственного педагогического университета, integra58@mail.ru

http://psyjournals.ru/psyedu/2006/n4/Semenova.shtml

Проблема готовности к школе была и остается одной из актуальных проблем психологии. Об этом свидетельствуют публикации разных лет. Вот только некоторые из них: Г. Гетцер, 1936; А. Керн, 1954; Л.И. Божович, 1968; Я. Йирасек, 1970; Д.Б. Эльконин, 1989; Е.Е. Кравцова, 1991; Н.И. Гуткина, 2000; Н.И. Вьюнова и др., 2005.

Психологические портреты будущих первоклассников составлены на основе материалов индивидуальных собеседований с детьми, проводимых нами в течение 10 лет работы психологом в разных школах г. Пензы.

Собеседование включало беседу о школе и тестирование по методике Г. Витцлака. Беседа о школе проходила на основе таких вопросов: 

Хочешь ли ты учиться в школе? 

Чем занимаются дети в школе? 

Где лучше учиться: дома с мамой или в школе с учительницей? 

Если бы у тебя был выбор, то в какой школе ты хотел бы учиться: в школе с длинными уроками и короткими переменами или в школе с короткими уроками и длинными переменами?

Согласно методике Г. Витцлака [6], задания объединяются в три раздела:

I. Способность к обучению. Раздел включает следующие задания: 1. Рассказ по картинкам: а) мальчик лезет на дерево, девочка стоит рядом; б) мальчик упал с дерева; в) мальчик и девочка пришли домой к маме. 2. Первое заучивание стихотворения:

Мне учиться очень нравится, 

Отвечать я не боюсь, 

Я могу с задачей справиться, 

Потому что не ленюсь.

Повторное заучивание стихотворения производится через 20 минут. 3. Знание объектов. Ребенку предлагают 9 картинок, на которых нарисованы фрукты, овощи и цветы, и просят назвать изображенные на них объекты. Возможный разброс оценок — 0–49 баллов.

II. Уровень развития мышления. Задания включают пересчет объектов до 9, последовательность чисел до 21, классификацию, операцию с множествами, сравнение картинок, аналогии, дифференциацию цвета и формы, рисование и письмо по образцу. Возможный разброс оценок — 0–48 баллов.

III.   Уровень развития речи. Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. На ней изображена горка зимой. Дети катаются на санках, на лыжах, лепят снеговика, играют в снежки. Рядом бегает собака. Оценивается структура предложений, артикуляция и плавность речи. Разброс оценок — 0–24 балла.

Итоговая оценка производится в процентилях в интервале от 0 до 100.

Литература

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 

Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. 

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1992. Т. 2. 

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. 

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. 

Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. 

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 

Hetzer H. Die seelischen Veranderungen des Kindes wahrend des ersten Gestaltwandels. Leipzig, 1936. 

Jirasek J. Pokyny pro administraci a interpre-taci orientaCniho testu шkolni zralosti. Bratislava, 1970. 

Kern A. Sitzenbleiberelend und Schulreife. Freiburg, 1954.

Портрет будущего первоклассника 

Рассматривая проблему школьных трудностей, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школьному обучению. Готовность к школе – это тот уровень функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психической адаптации, к снижению эффективности обучения. Вот основные положения, обеспечивающие успех адаптации учащихся к новым условиям.

I. Социальное развитие

   1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
   2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
   3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
   4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
   5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
   6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
   7. Не избегает общения.

II. Организация деятельности

   1. Может планировать свою деятельность.
   2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
   3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
   4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
   5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
   6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
   7. Не отказывается от заданий.

III. Речевое развитие

   1. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
   2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
   3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
   4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
   5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
   6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
   7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

IV. Развитие движений и пространственная ориентация

   1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
   2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
   3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
   4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
   5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
   6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

V. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

   1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
   2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
   3. Различает расположение фигур (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.).
   4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
   5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
   6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
   7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

VI. Личностное развитие

   1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
   2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
   3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
   4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
   5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
   6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
   7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

VII. Здоровье

   1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
   2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
   3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.
   4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
   5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
   6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
   7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

VIII. Развитие внимания и памяти

   1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
   2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
   3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
   4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
   5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
   6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
   7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

Предшкольное образование и система работы с родителями/ С.Ю.Прохорова, Н.В.Нигматуллина, Е.В.Белоногова, Л.А.Белянина – М.: АРКТИ, 2008.- 92 с.

Четверг, 19 Декабря