Мир Детства » Образование » Психологические проблемы детства » Этнокультурная самоидентификация личности в системе современного педагогического образования

Этнокультурная самоидентификация личности в системе современного педагогического образования

Онищенко Э.В.

Институт детства

Российского государственного 

педагогического университета им. А.И. Герцена 

Санкт-Петербург

onischenko-ella@yandex.ru

Ключевые слова: идентификация, идентичность, личностное развитие, педагогическое образование, профессиональная подготовка, самоидентификация, социокультурная ситуация, этническая культура, этнокультурная самоидентификация

Современный системный кризис социально-экономической сферы становится основанием для кардинального реформирования всей социальной системы, когда происходит существенный пересмотр, в том числе и традиционных образовательных парадигм. Оформляемая социокультурная ситуация решительно требует, чтобы система образования отображала приоритетные тенденции, которые проявляются в окружающем социуме. В качестве одной из них, как отмечает О.П. Нестеренко, выступает изменение ценностных идеалов в обществе и обращение к потенциалу этнической культуры (1). Мир сегодня ориентирован на активную экономическую и политическую интеграцию, развитие средств массовой коммуникации, свободное передвижение по странам и континентам. 

Результатом подобных процессов становятся постоянные межкультурные контакты различного уровня, тесное соприкосновение различных культур. Одновременно отмечаются продолжающиеся межэтнические конфликты, попытки их использования в политических целях, рост национального экстремизма. Проблема обостряется в силу миграционных процессов, характерных для развитых стран как внутри объединенной Европы, так и внутри Российской Федерации. Современные исследователи признают, что в условиях межкультурного обмена народов Азии, Европы, Америки возникают проблемы национального и конфессионального напряжения (2). При этом наблюдается явно выраженная девальвация традиционных ценностей, социальная фрустрация, отягченная происходящим в мире процессом глобализации, когда развитие экономических связей и рыночных отношений становится причиной культурогенных трансформаций, а единое информационное пространство делает проницаемыми границы культур с ослабленным ценностным потенциалом (М.А. Денисова). 

Одновременно сегодня отмечается осознанное и явно выраженное стремление народов к признанию уникальности своей культуры и сохранению своей самобытности, что наиболее значимо в период снижения значимости национальных оснований идентичности личности, ослабления чувства принадлежности индивида к определенному государству, обществу и культуре (3). Поэтому особенно актуальными становятся проблемы устранения культурного непонимания и неприятия, улучшения качества межкультурного взаимодействия. В целом, следует отметить: современная социокультурная ситуация порождает сложнейшие проблемы, связанные с обеспечением исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию и т.д. Особенно значимым становится готовность личности к осознанию своей принадлежности к поликультурным этническим традициям, т.е. сложность собственно процесса ее самоидентификации на основе восприятия «своих» и «чужих» этнических общностей.

Во многом современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба России зависит именно от возрождения и освоения национального богатства отечественной полиэтнической культуры. Фундаментом освоения и развития современной духовной культуры является сегодня собственно система образования. В связи с этим возникает насущная необходимость в выборе (в качестве одного из ведущих направлений развития отечественного образования) проблемы целенаправленного формировании у подрастающего поколения умений и навыков овладения этническим и мировым культурным наследием, определяющим становление личности современного человека в условиях полиэтнического социума. 

Сегодня отмечается принятие ряда федеральных программ в области культуры и образования в Российской Федерации, которые направлены на активизацию и систематизацию работы образовательных учреждений педагогического профиля на формирование этнокультурной компетенции. Данная работа, в свою очередь, стимулирует:

создание целостной системы этнопедагогической подготовки педагогов в профессиональных образовательных учреждениях среднего и высшего звена на основе интеграции этнопедагогики, этнопсихологии и этнокультуры;

потребность в подготовке педагогов «нового мышления», компетентных в вопросах этнокультурного образования и готовых к высококачественному решению профессиональных задач этнокультурной направленности. 

Поэтому можно констатировать необходимость переосмысления профессионально значимых характеристик и роли педагога в существующем полиэтническом контексте образовательного пространства. С чем же связан этот процесс? Обращение к многочисленным современным исследованиям данной проблемы и смежной тематики (Е.В. Бондаревская, В.Н. Введенский, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, А.И. Мищенко, Э.В. Онищенко, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.) позволяет говорить о насущной потребности в формировании этнокультурной идентичности в контексте профессиональной подготовки будущего педагога. 

Рассмотрим первоначально суть самого понятия «этнокультурной идентичности», которое до недавних пор практически не использовалось в научном и публицистическом обороте и не было предметом детального теоретического и эмпирического изучения. Только в последние годы оно начинает появляться в исследованиях, однако до сих пор недостаточно четко вписывается в привычный педагогический категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития личности и связано с осознанием человеком принадлежности к какой-то целостной структуре, того, что он является его частью. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, адаптироваться в социуме.

В настоящее время собственно феномен «идентичности», «идентификации» постепенно вытесняют такие традиционные понятия как «самосознание» и «самоопределение» и выступают при этом как их смысловые эквиваленты. Само понятие было заимствовано в свое время из американской культурологии и психологии. Этимология этого термина восходит к латинским корням – identifico (отождествляю) и identicus (тождественный, одинаковый, тождество, совпадение двух предметов или понятий). Сам термин «этнокультурная идентичность» рассматривается как феномен, имеющий сложное социально-психологическое содержание и глубокие культурно-исторические корни. Его содержание трактуется как осознание индивидом общности с локальной/родовой группой на основе разделяемой этнической культуры, так и осознание группой своего единства на тех же основаниях, психологическое переживание этой общности, а также индивидуальные и коллективные формы ее презентации.

Современные исследователи в психолого-педагогической сфере (М.А. Денисова, О.П. Нестеренко, З. А. Мавлютова и др.) признают, что этнокультурная идентификация может рассматриваться как один из ведущих механизмов социальной адаптации личности, которая детерминирована психологической потребностью человека и сообщества в упорядочении представлений о себе и своем месте в картине мира, подсознательным стремлением к обретению единства с окружающим миром, которое проявляется в различных формах (мировоззренческой, языковой, религиозной, социально-коммуникативной, политической и др.) через интеграцию в этнокультурное пространство. Данное определение позволяет констатировать, оформление тенденции личностного подхода к пониманию этнической реальности. Поэтому в качестве основания процесса этнокультурной идентификации выделять этническое самосознание.

Под этническим самосознанием понимается идентификация, т.е. соотнесение человека себя с той или иной национальностью, его представления о собственном народе, его характерных чертах, культурных традициях, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. образ «мы». Все эти представления требуют определенной эмоциональной рефлексии, т.е. формирования определенного отношения, которое проявляется, например, в чувстве гордости, сопереживании и т.д., и стимулирует этнически оправданные поступки людей. 

Структуру этнического самосознания рассматривают как комплексную и включающую: 

национальную идентификацию; 

рефлексию этнических архетипов, т.е. типических качеств и свойств соответствующей этнической общности; 

представления об историческом прошлом своей этнической группы;

представления о региональной/территориальной самобытности своей «этнорасы»;

представления о государственных/социальных формах идеологического и нормативно-правового самоопределения своего этноса. 

Этническое самосознание личности проявляется посредством осознания человеком:

  • своей этнической принадлежности; 
  • своего социального положения; 
  • санкционированных этнической общностью норм поведения, моделей и традиций;
  • своих жизненных интересов и насущных потребностей (Н.В. Овсянникова). 

Эти составляющие современные исследователи соотносят с познавательным компонентом этнического самосознания. При этом, как отмечается в ряде исследований, подлинная идентификация – это не только и не столько умственный акт, а то сознание, которое осуществляется «непосредственностью переживаний на психическом, чувственном, а не когнитивном, рациональном уровне» (4). Поэтому следующим компонентом этнического самосознания является эмоциональный, включающий чувство национальной гордости, и собственного достоинства за вклад своего этноса в развитие и совершенствование человеческой культуры и цивилизации в целом. В качестве самостоятельного элемента выступает также отношение человека к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям.

В современных исследованиях выделяют также следующие «этнокультурные факторы», определяющие эффективность формирования национального самосознания: родовой, психологический, культурный, социальный, результатом этнокультурной идентификации личности в современном обществе является достижение этнокультурной общности со своей национальностью. Особую значимость имеет этническая идентификация для преподавателя, выступающего носителем этнических идентификационных признаков, а также владение технологиями их формирования у учащихся. С этих позиций можно говорить о необходимости включения в систему профессионального образования учебной информации, нацеленной на формирование такой составляющей подготовки будущих учителей как этнокультурная компетентность педагога, которая должна включать совокупность этнопедагогических знаний, умений, навыков и способностей проектировать этнокультурно направленное образование, а также личностных качеств, определяющих ценностные позиции будущего учителя, его отношение к профессиональной деятельности в моно/полиэтническом образовательном пространстве.

При этом современные исследователи признают, что содержание профессиональной подготовки должно строиться по типу интеграции этнокультурного, психолого-педагогического и специально-предметного содержания, что определяет целостность и завершенность этого процесса в единстве:

  • развитие мотивации к рефлексии этнических проблем; 
  • сознание ценности этнопсихологических знаний и личностного смысла в их приобретении; 
  • формирование этнической толерантности по отношению к своей и иным этническим группам; 
  • усвоение системы этнокультурных знаний;
  • формирование поведенческой стратегии как представителя определенной этнической группы, установкой на реализацию конструктивного стиля педагогического взаимодействия и саморазвитие в профессиональной сфере (5). 

На этом основании можно сделать вывод о том, что в качестве основных показателей оценки результативности педагогической деятельности по формированию этнической идентичности выступают когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Развитию этнокультурной компетентности будущего учителя способствует оформление этнокультурного образовательного пространства в вузе на основе:

  • отражения элемента этнокультурного многообразия региона в учебных планах;
  • включения в учебную деятельность модуля «Этнокультурное образование»;
  • организации педагогической практики в образовательных учреждениях этнической направленности;
  • отбора учебного содержания, особых методов, форм и средств обучения, связанных с этнокультурными традициями региона.

В связи с этим можно констатировать, что целенаправленная работа по формированию этнической идентичности может стать одним из компонентов подготовки специалистов различных педагогических направлений, так как современная сфера образования (тесно интегрирующая с окружающей культурной средой) остро нуждается в дипломированных кадрах работников культурно-досуговых учреждений, учреждений культуры и искусства, а также общего, дополнительного и профессионального художественного образования. Насущность потребности в подобных кадрах объясняется острой необходимостью в подготовке квалифицированных (дипломированных) специалистов (руководителей) этнокультурных центров, преподавателей этнокультурных дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, в школах и учреждениях общего и дополнительного образования, в том числе сотрудников органов управления культурой, курирующих сферу народного художественного творчества.

Обращение к современным государственным образовательным стандартам свидетельствует: область профессиональной деятельности учащихся, получивших подобное образование, связана с:

сохранением и развитием в современном российском обществе лучших отечественных художественно-просветительных и национально-культурных традиций, самобытных явлений народного художественного творчества; 

приобщением населения к фольклорным традициям, лучшим образцам народного искусства;

развитием разнообразных форм художественного воспитания, образования и творчества;

международным и межнациональным сотрудничеством в области изучения, сохранения и трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей народного художественного творчества народов России. 

Таким образом, следует признать, что для качественного и плодотворного выполнения этих профессиональных функций следует особое внимание уделять формированию у будущих специалистов необходимого уровня этнокультурной самоидентификации личности в рассмотренной нами логике и последовательности.

Библиографические ссылки

  1. Нестеренко О.П. Формирование этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации. Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 2010.
  2. Мавлютова З.А. Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования. Автореф. дис… канд. пед. наук. –Тамбов, 2010.
  3. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика: Автореф. дис… д-ра философ. наук. – М., 2005.
  4. Алдошина М.И. Модель формирования этноэстетической культуры личности будущего преподавателя и ее реализация в университете: Монография – М., 2006.
  5. Онищенко Э.В. Опыт развития историко-педагогической культуры в высшей профессиональной школе: Монография – М., 2007.

Вторник, 17 Декабря