Мир Детства » Образование » Педагогические проблемы детства » ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ-ЭКСКУРСИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ-ЭКСКУРСИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

Смолеусова Татьяна Викторовна

Новосибирский институт повышения квалификации

и  переподготовки работников образования 

г. Новосибирск

Smoleusova@mail.ru

 

Смолеусова Татьяна Викторовна

Новосибирский институт повышения квалификации 

и  переподготовки работников образования 

г. Новосибирск

Smoleusova@mail.ru

 

ФОРМИРОВАНИЕ УУД  СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ  ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ 

УРОКОВ-ЭКСКУРСИЙ ПО  МАТЕМАТИКЕ

Аннотации: Представлены возможности для формирования у младших школьников УУД средствами методической инновационной технологии проведения уроков-экскурсий по математике, разработанной автором. Обосновано, что урок-экскурсия  по математике является методической инновацией, соответствующей требованиям ФГОС НОО. Имеются примеры.

Ключевые  слова:  урок-экскурсия по математике, инновации,  технологии,  начальное математическое образование, интерактивный.

Инновационные процессы затронули все российское образование, в том числе, начальное математическое образование.  Существенным свойством понятия «инновации» является то, что они не только должны быть ориентированы на востребованные, на современном этапе, результаты, но и внедряемые. Отличие инновационных технологий от инновационных подходов и методических рекомендаций в образовании заключается в гарантированности  достижения запланированных результатов. Для достижения целей школьного образования, как утверждает Подходова Н.С., «не хватает тех самых конкретных методик обучения, которые бы в едином ключе, реализуя специфические возможности каждого учебного предмета, обеспечивали полноценное развитие и обучение каждого ребенка» [1, с.14]. Формирование универсальных учебных действий – одна из актуальных профессиональных задач современных педагогов. [2]. Разработанная автором статьи методическая инновационная технология проведения интерактивных уроков-экскурсий по математике (более подробно описанная в работах [3, 4  других]) позволяет эффективно формировать все четыре типа универсальных учебных действий, соответствующих  требованиям ФГОС НОО: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД. Анализ результатов апробации указанной  технологии, осуществлявшейся  последние 10 лет, убеждает в истинности сделанного вывода. Данная форма проведения уроков математики не является пока распространенной. Учителя затрудняются в самостоятельной подготовке и проведении урока-экскурсии по математике. Для математического образования  урок-экскурсия с методической точки зрения является новой формой, хотя в дидактике данная форма давно известна. Интерактивная технология проведения уроков-экскурсий по математике  позволяет достигать метапредметных и личностных результатов, эффективно формировать универсальные учебные действия (УУД), представленные в таблице № 1  за счет разработанных методических  и метаметодических средств. 

Таблица  № 1.

 

Возможности интерактивных уроков-экскурсий по математике для формирования УУД

№ п/п Название 

УУД Возможности интерактивных уроков-экскурсий по математике для формирования УУД

экскурсия учит рассматривать факты и явления окружающей жизни, познанию мира;

поиск и  изучение  математической информации в окружающем мире, который создала природа, сделал человек;

экскурсия учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи; сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы и т. д.  

экскурсия расширяет математический кругозор школьников;

Учащиеся ведут записи наблюдений,  делают зарисовки, фотоснимки, киносъёмку, магнитную запись, выполняют практическую работу, измерения, собирают задачный материал и т. д.  То есть работают с информацией в разнообразной форме и учатся переводить математическую информацию из одной формы в другую.

Экскурсия по математике завершается обработкой собранных сведений и материалов.  Обучающиеся анализируют и обобщают полученные данные, составляют свои задачи, графики и диаграммы,  готовят проекты, доклады, оформляют дневники, альбомы, стенгазеты, рукописные журналы, выпускают диафильмы,  любительские кинофильмы.

Математические задания на математических экскурсиях ученики выполняют, работая в группах, обсуждая план и средства совместной работы; На математической экскурсии происходит   установление контактов с посторонними людьми вне класса разного возраста, формулируя вопросы и отвечая на их вопросы;

На уроках-экскурсиях ученики общаются на математические темы естественно и непринужденно,   поэтому учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Ученики учатся строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;

 

На уроках-экскурсиях по математике ученики самостоятельно работают, осуществляют принятие решений, планируют совместную деятельность;

Выпускник на уроках-экскурсиях по математике научится:

• принимать и сохранять учебную задачу, потому что на таком уроке ученикам очень интересно и они, вопреки тревогам учителей, не отвлекаются, целенаправленно работают;

• планировать свои действия в группе, индивидуально, на опасной части улицы, в музее, в парке, на опушке, в аптеке, в магазине и т.д. в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле  поведения вне учебного кабинета, в общественном месте (магазине, музее, в библиотеке, в аптеке, на работе у родителей), в лесу, у ручья и в других местах; работы в группах, способа решения практических задач;

Благодаря  интерактивным урокам-экскурсиям по математике выпускник получает возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи познания мира на конкретной площадке, во дворе дома рядом со школой и другое;

• преобразовывать практическую задачу «моего дома», «ветра», «ручья», как говорят младшие школьники  в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, так как на математических экскурсиях осуществляется Безотметочное обучение с 1 по 4 класс, а не только в 1 классе;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры , направления действия в новом учебном материале, место около школы, в школе, но вне кабинета;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Экскурсия способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, мотивации изучения математики, расширяет кругозор школьников; Происходит знакомство с математическими гранями мира помогает ученикам в самоопределении, выборе будущей профессии; трехмерный доступный характер математической информации, выявленной на уроке-экскурсии помогает увидеть смысл математических понятий, сделать их понятными; возможность реализоваться кинестетам, визуалам, «образникам» и детям с другими индивидуальными особенностями; У учеников на математических экскурсиях будут сформированы:

выраженное устойчивое положительное отношение к математике;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы к изучению не только математики;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, новым математическим понятиям и способам решения новой учебной, практической, текстовой, творческой, прикладной  задачи;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности вне уроков, вне школы, даже не получая от учителя заданий, то есть по собственной инициативе;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, осуществленной вне кабинета;  

 способность к оценке своей учебной деятельности по изучению математики, осуществленной вне кабинета;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, изучая ее математические грани,  при посещении краеведческих музеев для  проведения математической экскурсии; происходит осознание ответственности за общее благополучие людей осознавая математическую информацию, наблюдая дисгармонию окружающего мира в том месте, где нарушены математические пропорции;

установка на здоровый образ жизни начинается со «здоровых» уроков-экскурсий по математике на свежем воздухе, при естественном освещении, в движении, в эмоциональном благополучии;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой при посещении музеев, с  математическими законами красоты в архитектуре, природе.

 

Развитие и распространение экскурсии как формы урока  связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения. В процессе интерактивного урока-экскурсии учитель организует наблюдения учащихся и их самостоятельную работу, консультирует, создает условия для формирования всех УУД. 

Библиографические ссылки

Подходова Н.С. Метаметодический подход к  образовательному процессу // Современные наукоемкие технологии. - № 6. - 2004  - С. 14 – 16.

Примерная основная образовательная программа – М.: Просвещение – 2010.

Смолеусова Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе. – М.: Сфера – 2005.

Смолеусова Т.В. Урок-экскурсия по математике – это инновация? (статья). // Начальная школа плюс До и после. – 2013. – № 10. - 7 с.

 

Четверг, 25 Сентября