Мир Детства » Образование » Педагогические проблемы детства » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Светлана Сергеевна Елифантьева, Ирина Владимировна Налимова

Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского
г. Ярославль
s.elifanteva@yandex.ru, inalimova@yandex.ru

В данной статье раскрывается значение краеведческого материала в достижении учащимися начальной школы результатов освоения основной образовательной программы. Вопрос освещается применительно к учебным предметам «Математика» и «Окружающий мир» (на примере Ярославской области).

Ключевые слова: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы, задачи с краеведческим содержанием, практические работы, междисциплинарные учебные проекты.

В 2011-2012 учебном году начальная школа перешла на новый ФГОС, который определил требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы [1]. Большие возможности для достижения младшими школьниками результатов освоения основной образовательной программы, включающей в себя, в том числе, предметы естественно-математического цикла, дает использование в учебном процессе краеведческого материала.

Включение краеведческого материала в содержание предметов «Математика» и «Окружающий мир» способствует:

- приобретению опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

- расширению общего кругозора младших школьников;

- формированию у учащихся целостного взгляда на окружающий мир;

- формированию математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира;

- формированию активной гражданской позиции, в том числе чувства ответственности за настоящее и будущее России и своего края;

- духовно-нравственному развитию личности.

С целью достижения младшими школьниками результатов освоения основной образовательной программы в процессе изучения предметов «Математика» и «Окружающий мир» краеведческий материал может использоваться при выполнении практических работ, при составлении и решении учащимися текстовых задач с краеведческим содержанием, при подготовке и защите проектов.

Кратко охарактеризуем каждую из перечисленных форм работы.

Выполнение практических работ

Практические работы позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами; ознакомиться с измерительными и вычислительными инструментами на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса математики и между различными школьными курсами [2].

Практическая работа № 1. Работа с картой.

Цель работы: учить работать с информацией (читать географические карты), обобщать результаты измерения.

Учитель раздает учащимся 4 класса карту Ярославской области и предлагает, выполнив необходимые измерения, вычислить расстояние между городами: а) Ростов и Ярославль; б) Ярославль и Рыбинск; в) Ярославль и Углич; г) Ярославль и Тутаев. Полученные данные заносятся в таблицу.

Практическая работа № 2. Работа с термометром.

Цель работы: обучение школьников умению вести наблюдения; фиксировать данные наблюдений, используя при этом различные способы представления полученной информации; анализировать, сравнивать и обобщать результаты наблюдений.

Учитель предлагает учащимся 4 класса во время осенних (весенних) каникул понаблюдать за температурой воздуха. Полученные данные представляются в виде таблицы и диаграммы.

Отметим, что вопросы работы с таблицами и диаграммами в рамках ФГОС НОО более подробно освещены О.А. Ивашовой [3] и М.А. Урбан [4].

Составление и решение учащимися текстовых задач с краеведческим содержанием

Решение и составление младшими школьниками задач – наиболее простая в плане реализации форма использования краеведческого материала в учебном процессе. Ранее нами были сформулированы требования к формулировке задач с краеведческим содержанием и раскрыта их роль в установлении межпредметных связей [5]. Остановимся на аспектах, касающихся обязательных результатов освоения программы, в первую очередь предметных.

Приведем несколько задач с краеведческим содержанием (на примере Ярославской области), которые могут быть предложены для решения учащимся начальных классах.

Задача 1. Город Ярославль основан в 1010 году, а город Ростов на 148 лет раньше. В каком году основан город Ростов?

Задача 2. Длина реки Юхоть 75 км, а длина реки Лахость на 16 км больше. Найдите длину реки Лахость.

Задача 3. Белый аист и серая куропатка занесены в Красную книгу Ярославской области. Масса серой куропатки в среднем составляет 400 г, а масса белого аиста в 10 раз больше. Какова масса белого аиста?

Задача 4. Площадь Ярославской области равна 36400 км2, восьмую часть которой составляют особо охраняемые природные территории. Чему равна площадь данных территорий?

Задача 5. Среднемесячная температура по Ярославской области в июле составляет 18° C, а в сентябре на 8° C меньше. Определите среднемесячную температуру по Ярославской области в сентябре.

Задача 6. Музей истории города Ярославля был основан в 1985 году, а первый частный музей «Музыка и время» на 8 лет позже. Когда был основан музей «Музыка и время»?

При решении данных задач младшие школьники, с одной стороны, овладевают умениями анализировать и осуществлять поиск путей решения текстовых задач, выполнять операции над натуральными числами, работать с различными единицами измерения, с другой стороны, знакомятся с историей, культурой и природой своего края, что позволяет сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Отметим, что от учителя, его умения и мастерства подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала школьниками. Примеров много: это задачи-расчеты, информация о животном и растительном мире, протяженность территориальных границ, площади территорий, протяженность рек и т.п. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач.

Между тем в школе большое внимание уделяется решению готовых задач, но практически не ведется работа по их составлению и преобразованию. В свою очередь необходимо отметить важность данного вида работы над задачами. Следовательно, возникает необходимость учить детей не только составлять задачи по выражению, по краткой записи и т.д., но и на основании собственных знаний, в особенности это касается краеведческого материала. В силу этого к составлению задач с краеведческим содержанием нужно привлекать и самих школьников. С этой целью целесообразно предложить им завести специальные тетради, в которые они будут заносить различные числовые данные о родном крае. Материал для составления задач может быть получен не только из литературы по краеведению, но и самими учащимися при изучении объектов природы во время экскурсий.

Подготовка и защита краеведческих проектов

Существует несколько трактовок понятия «учебный проект». В литературе и в Интернете наиболее часто используется следующее определение: проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для них проблемы, завершающийся созданием продукта [6].

Приведем примерную тематику проектов по краеведению, которые можно предложить младшим школьникам при изучении курсов «Математика» и «Окружающий мир»:

• Ярославская область: общие географические и исторические сведения;

• Территории и населенные пункты Ярославской области в числах;

• Особо охраняемые природные территории Ярославской области: числа и факты;

• Из истории возникновения и развития городов Ярославской области;

• Население Ярославской области: числа и факты;

• Климат Ярославской области;

• Растительный и животный мир Ярославской области: числа и факты;

• Водоемы Ярославской области;

• Архитектура городов Ярославской области: числа и факты;

• Культурная жизнь Ярославской области: числа и факты.

При подготовке проекта обучающиеся подбирают соответствующие числовые данные, интерпретируют их и представляют в доступном для них виде.

Проанализируем вышеперечисленные виды учебной деятельности с точки зрения достижения младшими школьниками результатов освоения основной образовательной программы (таблица 1).

Таблица 1. Результаты освоения программы
по предметам «Математика» и «Окружающий мир»
с использованием краеведческого материала

Выполнение практических работ Составление и решение текстовых задач с краеведческим содержанием Подготовка и защита проектов

1) Предметные результаты по курсу «Математика»

Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Овладение основами измерения, пересчета и оценки, наглядного представления данных и процессов Овладение основами логического мышления Овладение основами логического мышления и математической речи;
основами наглядного представления данных и процессов

Умение работать с таблицами, графиками, диаграммами Умение выполнять арифметические действия с числами, решать текстовые задачи Умение работать с таблицами, графиками, диаграммами

Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

2) Предметные результаты по курсу «Окружающий мир»

Формирование уважительного отношения к истории, культуре, природе родного края

Осознание целостности окружающего мира

Освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, опыт) Освоение доступных способов изучения природы и общества (получение информации в открытом информационном пространстве)

3) Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Использование различных способов поиска, сбора, обработки и интерпретации информации

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью и задачами

Активное использование речевых средств для решения познавательных задач Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения познавательных и коммуникативных задач

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

4) Личностные результаты

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Формирование установки к бережному отношению к материальным и духовным ценностям

 

Таким образом, использование в учебном процессе в начальной школе краеведческого материала является эффективным средством, способствующим решению как предметных, так и метапредметных задач обучения, основанных на восприятии окружающего мира.

 

Библиографические ссылки

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)

2. Васильева Ю.В., Налимова И.В. Организация практической деятельности младших школьников при изучении геометрического материала в начальной школе // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. Часть II. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – С. 50-53.

3. Ивашова О.А. Умение работать с данными как требование образовательного стандарта // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 2. Вып. 1. – СПб.: Издательство ВВМ, 2011. – С. 175-183.

4. Урбан, М.А. Диаграммы на уроке математики в начальной школе // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 4. Вып. 1. – СПб.: Издательство ВВМ, 2013. – С. 185-189.

5. Елифантьева С.С., Бекиш О.С. Краеведческий материал как средство реализации межпредметных связей в начальной школе // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. Часть II. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. – С. 37-41.

6. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 1. – С. 62-68.

Четверг, 25 Сентября