Мир Детства » Образование » Педагогические проблемы детства » ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Алла Александровна Витухновская

Татьяна Сергеевна Марченко

Петрозаводский государственный университет

г. Петрозаводск

allavit@sampo.ru

В статье рассматривается проблема разработки компьютерного теста как  инструмента оценки образовательных результатов младших школьников. Обосновывается целесообразность создания компьютерных тестов для выявления уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения математике на примере  темы «Нумерация натуральных чисел»,  описываются этапы проектирования теста, обосновывается выбор Moodle  (инструмента «Тест»)  в качестве средства его реализации, приводятся примеры тестовых заданий и результаты апробации теста. 

 

Компьютерный тест, начальная школа, математика, предметные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, система управления обучением Moodle

 

Новые подходы к оценке образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО ставят задачу необходимости выявления не только предметных, но и метапредметных результатов обучения младших школьников. Одним из способов оперативной и эффективной оценки результатов обучения, как известно, являются  тесты. Как отмечает О.П.Горина, тест в образовательном процессе начальной школы выполняет ряд функций: социальную, образовательную, воспитательную,  развивающую,  контролирующую и  функцию творческого роста учителя (1). Помимо функций, авторы, занимающиеся данной проблемой,  рассматривают и другие аспекты использования педагогических тестов в начальной школе, в частности: виды тестов, требования к тестовым заданиям и правила их разработки, этапы конструирования тестов, в т.ч. и компьютерных (см., например, 1, 2). 

Вместе с тем, использованию компьютерных тестов в начальной школе уделяется недостаточное внимание, а содержательные аспекты тестовых заданий  для оценки предметных и метапредметных результатов остаются весьма актуальными.

Целью настоящего исследования является проектирование и реализация итогового компьютерного теста для выявления предметных и метапредметных результатов обучения математике младших школьников (на примере темы «Нумерация натуральных чисел»). В соответствии с поставленной целью необходимо было:

разработать проект теста, содержание которого представлено  набором тестовых заданий для выявления не только предметных, но и метапредметных результатов обучения;

обосновать выбор адекватного средства реализации данного компьютерного теста;

определить возможность использования разработанного нами теста в качестве инструмента, позволяющего оценить предметные и метапредметные результаты обучения младших школьников.

Проектирование теста для выявления предметных и метапредметных результатов обучения нами было  осуществлено на примере темы «Нумерация натуральных чисел», являющейся центральной в начальном курсе математики. Данная тема является сквозной и изучается в течение всего периода обучения математике в 1 – 4 классах (соответственно концентрам: «десяток», «сотня», «тысяча», «многозначные числа»).  Тест ориентирован на учащихся 4 класса, закончивших изучение нумерации многозначных чисел. Как показывает анализ содержания темы «Нумерация натуральных чисел», при ее изучении существуют потенциальные возможности формирования у учащихся не только предметных (что очевидно), но и метапредметных результатов.

В ходе разработки теста мы опирались на рекомендации специалистов по разработке компьютерных тестов (3). В рамках настоящей статьи мы рассматриваем только те этапы, которые направлены на проектирование и реализацию теста. На первом этапе была сформулирована цель тестирования учащихся: выявить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов обучения выпускников начальной школы по теме «Нумерация натуральных чисел». При определении уровня сформированности метапредметных результатов мы ограничились  некоторыми видами познавательных универсальных учебных действий: логическими (сравнение, анализ, классификация, обобщение) и алгоритмическими. 

Выполнение этапа разработки тестовых заданий  предполагало решение следующих последовательных задач:

Определение специфики метапредметных результатов при изучении темы «Нумерация натуральных чисел»

Анализ содержания учебно-методической литературы по математике для начальной школы с целью выявления в них заданий, направленных на формирование предметных и метапредметных результатов. 

Отбор готовых заданий для включения в тест

Разработка авторских заданий, компенсирующих недостаток отобранных из литературы заданий (преимущественно для выявления метапредметных результатов).

Прокомментируем ход решения этих задач.  В понимании предметных и метапредметных результатов обучения мы опирались на трактовки, предложенные ФГОС НОО. 

При отборе заданий на выявление предметных результатов обучения мы ориентировались на следующие требования:

они должны затрагивать все изученные детьми вопросы по теме «Нумерация натуральных чисел»: чтение и запись чисел, сравнение и следование чисел, десятичный и разрядный состав числа, арифметические действия с числами (на основе нумерации) и действия над величинами.

при их выполнении способ учебных действий очевиден (известен ученику);

задания по виду и формулировке не должны быть однотипными.

Наиболее сложной задачей было определить специфику метапредметных результатов по данной теме.  В связи с тем, что достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов (4),  мы  судили о достижении  метапредметных результатов по успешности выполнения тестовых заданий по теме «Нумерация натуральных чисел», сформулировав к ним соответствующие требования. 

Требования к заданиям на выявление метапредметных результатов:

они должны выявлять сформированность алгоритмических и логических познавательных универсальных учебных действий (умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать)

задания должны быть более высокого уровня сложности;

задания не содержат явного указания на способ их выполнения (учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета, либо  сконструировать новый способ решения).

Поскольку заданий на выявление метапредметных результатов в проанализированной учебно-методической литературе по математике для начальной школы оказалось недостаточно,  то часть заданий  нами была разработана самостоятельно.

В результате нами был разработан сценарий (проект) теста, представленный в табличной форме, и включавший следующие графы:  Проект представлен в форме таблицы, в которой отражены следующие графы: блок и № задания, задания на выявление предметных результатов,  задания на выявление метапредметных результатов, целесообразность включения задания в  тест. Ниже приведены примеры заданий, отобранных для теста.

Тестовое задание 1 на выявление предметных результатов (умение читать и записывать натуральные числа)

 Соотнеси (соедини линией) название числа с его записью:

Девяносто семь                        70

Семьдесят девять                     709

Семьсот девять                         97

Девятьсот семь                          970

Девятьсот семьдесят                 79

Семьдесят 907

Тестовое задание 2 на выявление предметных результатов (умение сравнивать натуральные числа и устанавливать их последовательность)

 Расположи числа в порядке возрастания: 12, 210, 99, 330, 450, 47, 540.

Тестовое задание 3 на выявление метапредметных результатов (знание десятичного состава числа, поместного значения цифры в записи числа, умение сравнивать, анализировать)

Какое наименьшее пятизначное число можно записать

 с помощью пяти разных цифр?

Тестовое задание 4 на выявление метапредметных результатов (умение группировать числа по самостоятельно установленному основанию, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать)

Распредели  числа на две группы: 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53. 

Запиши название каждой группы.

Разрабатываемый тест по теме «Нумерация натуральных чисел» должен включать в себя все изученные вопросы нумерации (см. выше). Создание единого компьютерного теста, включающего все перечисленные вопросы, было невозможно в связи с его большим объемом и длительностью его выполнения учащимися (в соответствии с требованиями  санитарно-гигиенических норм работа за компьютером младшего школьника не должна превышать 15 минут).

В соответствии с содержанием темы,  тестовые задания были сгруппированы в 4 модуля: 

Модуль 1 «Чтение чисел и запись чисел»

Модуль 2 «Сравнение чисел и следование чисел»

Модуль 3 «Десятичный состав и разрядный состав»

Модуль 4 «Арифметические действия с числами и действия над величинами на основе нумерации». В каждый  модуль было включено по 4 задания на выявление предметных результатов, и 5 заданий - метапредметных. 

На этапе определения структуры теста были сформированы соответствующие  группы тестовых заданий и определен порядок их расположения. Для реализации созданного нами теста была использована система управления обучением Moodle. Она предназначена для создания электронных учебных курсов, включающих различные ресурсы и элементы ресурсов (виды деятельности учителя и учащегося), в т.ч. такой элемент, как «Тест», являющийся инструментом тестирования. В литературе описаны многочисленные достоинства системы управления обучением  Moodle: она имеет модульную структуру, является бесплатной и открытой, может быть загружена и используема на любом компьютере, на котором имеется интернет-браузер, ее можно использовать как в  online, так и  в  offline  режиме (5, 6).  В настоящее время Moodle широко применяется в школах и вузах, но, к сожалению, в отечественной литературе очень мало примеров использования Moodle в начальной школе. 

Подчеркнем возможности инструмента «Тест» в среде Moodle которые, по нашему мнению,  являются важными для реализации тестов для младших школьников:

поддержка различных форм тестовых заданий (открытое задание,  задания закрытой формы,  задание на соответствие,  задание на последовательность, задание на конструирование) и их разновидностей (например, математическое вычислительное выражение);

возможность импортирования графических объектов;

понятный, удобный для ребенка интерфейс;

простота освоения как учителем, разрабатывающим тест, так и учащимся, проходящим тестирование.

Инструмент «Тест» располагает большим числом настроек и позволяет  задавать длительность прохождения теста,  количество попыток (в т.ч. и неограниченное), выбирать число заданий, выводимых  на одной странице, выбирать способ оценивания (например, по наилучшей попытке), выводить различные комментарии для ребенка.

Апробация созданного теста была проведена в  четвертых классах одной из общеобразовательных школ г.Петрозаводска

. Тестирование  проходило в дистанционном режиме. При оценке предметных результатов обучения у школьников преобладал средний  уровень, а метапредметных – низкий.  Тест оказался доступным учащимся как по содержанию, так и по технологическим возможностям. По результатам тестирования тестовые задания были откорректированы. 

Литература

Горина О.П., Проскуряков Н.Н. Тестовые задания в начальном курсе математики // Начальная школа. - №10. – 2008. – с. 49-55.

Баракина Т.В.   Использование тестов на уроках математики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №: 11. - C. 29-33.

Овчаренко В.П. Конструирование тестов в компьютерной форме для оценивания уровня обученности студентов //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 10. № 31. С. 218-222.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч 1 / М. Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др. ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 215 с.

Фетисов В. Тесты в среде Moodle // Педагогические измерения. 2012. № 2. С. 47-61.

Медведева C. Н., Тутубалин П. И. Информационные технологии контроля и оценки знаний в системе дистанционного обучения Moodle //Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2012. Т. 15. № 1. С. 555-566.

 

 

 

Четверг, 25 Сентября