Интернет-музей детства

«Internet-музей детства» как средство формирования профессиональной и социокультурной идентичности будущих педагогов

Э.В. Онищенко

Россия, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

 

Начало XXI столетия характеризуется довольно четким оформлением ведущих мировых тенденций в сфере профессионального образования. В качестве одной из них выступает попытка системы образования в целом и высшего профессионального образования, в частности, выйти из системного кризиса. Подобная позиция определяет необходимость синхронизации данного процесса с основными направлениями модернизации собственно высшей профессиональной школы. В качестве одного из подобных направлений выступает ориентация на ведущие тенденции развития мировой культуры, в том числе и в условиях глобализации.

Обращение к комплексу современных социологических исследований (М.Н. Гребенюк, И.Л. Гринфельд, Н.С. Дягилева, Л.А. Журавлева и др.) позволяет констатировать, что одной из приоритетных тенденций культурного развития человеческой цивилизации выступает проблема сохранения национальной и социокультурной идентичности как отдельной личности, так и различных социальных групп. Одной из значимых социальных групп является профессиональная ассоциация педагогов (воспитателей, учителей, преподавателей), т.е. всех, кто связан со сферой образования и воспитания подрастающего поколения. Именно на них возлагается задача по подготовке своих воспитанников к адекватному осознанию своего реального места в природе и социальном мире.

Современные социологические исследования свидетельствуют, что социокультурная идентичность предполагает проведение границы между «своими» и «чужими», определение круга лиц, с которыми индивид реально (по происхождению, общественному статусу и т.д.) связан и сознательно идентифицирует себя, а одновременно с этим – и круга лиц, которым он реально противостоит и от которых себя отличает (О.Б. Скородумова). В связи с этим можно говорить о том, что социокультурную идентичность следует рассматривать как целенаправленный процесс самоопределение человека в окружающем социуме, осуществляемый, в том числе и через соответствующие символы (языковые, конфессиональные, культовые, традиционные и др.).

Поэтому работу вуза следует ориентировать на личностное и профессиональное развитие учащихся, признание ими системы нравственных ценностей, характерных как для общества в целом, так и наиболее значимых для соответствующей сферы будущей профессиональной деятельности [1]. При этом необходимо определиться как с новым образовательно-воспитательным идеалом, обеспечивающим ценностные установки, цели и задачи подобной деятельности, так и с инновационными механизмами и средствами его оформления в условиях вуза.

В качестве приоритетной ценности современной системы образования в выступает сам человек, а также обеспечение его личностного развития, базирующееся, в том числе и на становлении отношения каждого специалиста к будущей профессиональной сфере. Экстраполируя данные позиции на систему профессионального образования будущих педагогов, следует особое внимание уделить необходимости освоения студентами педагогических вузов своеобразия профессиональной культуры, т.е. ориентация на профессиональную идентичность будущего педагога. При этом значимым становится приобщение к символике не только собственно педагогической деятельности, но и субкультуры ребенка и детства.

Как особо отмечается в исследовании М.Н. Гребенюк, проблематика социальной/профессиональной идентичности находится на стыке интересов большинства гуманитарных наук: социологии, истории, психологии личности, социальной психологии, культурологии и, конечно, педагогики [2]. Дополнением данной позиции служит и высказывание Л.Г. Ионина, который констатирует: идентичность есть не свойство (т.е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение, которое формируется или трансформируется только в ходе социального взаимодействия. Правильная организация этого взаимодействия требует соответствующего комплекса средств и условий, обеспечивающих оформление динамики культурных и профессиональных ценностей. Именно их сопоставление с «прошлым и настоящим» в рамках сферы будущей профессиональной деятельности становится основанием для превалирующего сегодня поворота к ценностям культуры настоящего и прошлого

Поэтому характерное для современности обращение к педагогической культуре прошлого – не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире и характеризующих критический момент в нашем историко-культурном развитии. Данную позицию поддерживает И.Г. Петров, согласно которому в современных условиях происходит рост социальной потребности «пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее».

В связи с этим с целью формирования социокультурной и профессиональной идентичности будущих педагогов в условиях учреждений высшего профессионального образования можно использовать комплекс наиболее эффективных средств, среди которых выделяются и Internet-ресурсы. В качестве одного из элементов следует особое внимание уделить материалам, посвященным изучению субкультуры детства и его исторической динамике. Подобный информационный массив может стать основанием для создания «Internet-музея детства». Именно музеи как «хранители человеческой памяти», выполняют сегодня функции сбора, хранения, изучения и пропаганды важнейших ценностей социокультурной среды как на общемировом, так и на локальном/государственном уровнях.

В современном понимании музей представляет собой:

- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;

- хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;

- место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, профессий, возрастов, территорий и т. д. (Т.А. Тарханова).

Подобный формат internet-среды обеспечивает создание информационных ресурсов поддержания информации о ценностях детства, а также в целом повышение уровня педагогической культуры студентов в формате развития их социокультурной и профессиональной идентичности.

Новое XXI тысячелетие характеризуется отчетливым нарушением преемственности передачи культурных традиций между поколениями; ослаблением устойчивых связей между этнически своеобразными культурами, зачастую приводящим к острым межнациональным конфликтам; рост индивидуализма и взаимной отчужденности между людьми, социальными слоями и группами. Эти тенденции являются, прежде всего, следствием неадекватного отношения к самому феномену «детства», обладающему некоторой автономией и культурной ценностью, а также признания его значимости в жизни отдельного человека и человечества в целом. Именно поэтому инициирование создания мультмедийной информационной системы «Музей детства» может стать значимым явлением в системе профессиональной подготовки педагогов (на примере Института детства РГПУ им. А.И. Герцена) в культурной жизни как Санкт-Петербурга, Северо-Западного региона, так и России в целом, а также потенциально может иметь фундаментальное значение для области образования, культуры и искусства.

Объектом мультимедийной информационной системы должен стать собственно феномен детства и его субкультура. При этом предполагается использование интернет-пространства с целью создания энциклопедически полного и научно систематизированного информационного массива, посвященного эволюции детства на различных исторических этапах развития цивилизация, его отражению в этнической и социокультурной среде разнообразных регионов и развитию мира ребенка с точки зрения совершенствования комплекса форм, средств и способов взаимодействия с ребенком окружающего его социума.

В результате многолетних научных исследований, которые велись сотрудниками Института детства (РГПУ им. А.И. Герцена) и факультета культуры семьи и детства (СПбГУКИ) накоплен существенный объем материалов, посвященных детству, основным закономерностям его развития, своеобразию восприятия в обществе характерных особенностей ребенка на различных этапах его становления и социокультурной адаптации. Однако материалы и результаты этих разработок практически недоступны широкой аудитории. Оформление internet-сайта Музея позволит сформировать мобильный виртуальный информационный фонд на основе систематизация архивных материалов, хранящихся в музеях двух образовательных центров, связанных с субкультурой ребенка (РГПУ им. А.И. Герцена и СПбГУКИ), что предоставит доступ к их электронным версиям.

Это позволит ввести в научный оборот уникальные материалы, документы и архивные экспонаты, связанные с субкультурой детства, психикой ребенка, окружающей его социальной средой, историей педагогики детства и образования (на уровне дошкольного воспитания и начальной школы). Основное содержание структурных направлений сайта станет эффективным средством формирования социокультурной идентичности будущих педагогов. Одновременно реализация данного проекта будет иметь значительный общественный и профессиональный интерес. Представляя феномен детства, особенности оформления и развития окружающего ребенка пространства (социального, культурного, образовательного), сайт сделает достоянием широкой общественности наиболее значимые достижения отечественной и мировой педагогической культуры.

Предполагается, что актуальность создания подобного internet-музея связана с неизменно устойчивым интересом общественности к «миру детства», а его деятельность позволит создать интерактивный сайт нового поколения, где на научной основе с использованием современных музейных, компьютерных, информационных, коммуникационных, дизайнерских технологий будет представлен материал о социокультурном феномене детства, оформлен комплекс электронных экспонатов, которые будут носить разноплановый характер и включать определенную идеографическую информацию (описания, книги и статьи), информационные/статистические базы данных (таблицы), изображения (фото), библиографическую информацию, а также и аудио- (видео-) информацию и т.д. Поэтому оформление подобного сайта позволит объединить спектр неоднородных коллекций и информационных баз в единое виртуальное хранилище, связанное с детской субкультурой.

Создание виртуального «Музея детства» предполагает основанные на использовании традиционных гипермедиа-технологий сбор информационных ресурсов, разработку концепции, структуры и архитектуры, дизайна сайта-музея, оцифровку коллекций по культуре детства, находящихся в распоряжении перечисленных образовательных учреждений, оформление единого дизайнерского фона и заполнение тематических разделов экспозиции («виртуального хранилища») по следующим разделам:

- персоны — известные педагоги, психологи, социальные и политические деятели, представители культуры и искусства, внесшие вклад в развитие педагогики и систем дошкольного и начального образования (научные биографии, достижения, результаты и т.д.);

- деятельность образовательных учреждений/организаций/заведений культуры и искусства, которая обеспечивает развитие теоретических основ и практики педагогики дошкольного детства и начального образования (направления деятельности, проекты, достижения, основные разработки и т.д.);

- артефакты, связанные с отдельными авторскими педагогическими концепциями/теориями/системами

- документы, в том числе кино-, фото- и аудио- документы, электронные публикации, а также каталог публикаций (ссылочный ресурс), связанные с проблемами развития, воспитания и обучения ребенка;

- календарь ключевых событий в истории становления и развития, а также с учетом современного состояния теории и практики дошкольного воспитания и начального образования в отечественном и мировом педагогическом пространстве;

- тематические коллекции и экспозиции/выставочные залы;

- терминологические словари и ссылки на соответствующие информационные ресурсы и классификаторы;

- достижения в области создания и оформления комплекса альтернативных программ дошкольного воспитания и обучения, существующий комплекс методических разработок,

что позволит рассматривать Проект «Internet-Музея детства» как значимое средство формирования социокультурной и профессиональной идентичности будущего педагога

Одновременно данный Проект имеет инновационный характер, так как на территории РФ, в том числе и в сети, абсолютных аналогов не имеет. В качестве возможных прототипов можно назвать только зарубежные проекты: такие как «Музей детства» Патрика Марри в Эдинбурге (Шотландия), Национальный музей детства Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), Детский музей Explora в Риме (Италия), Детский музей как часть Музея-заповедника в Полоцке (Белоруссия), Детский музей г. Череповца (музей-мастерская в составе музейного объединения) и их Интернет-версии.

Таким образом, оформление «Internet-музея детства» следует оценивать как значимое средство формирования у студентов (как посетителей, так и активных участников его создания) социокультурной и профессиональной идентичности. А сам факт его создания становится основанием для позиционирования Музея в культурно-научно-образовательном пространстве Санкт-Петербурга и в Internet-сообществе как многофункционального учебного и научно-исследовательского комплекса, направленного на приобщение к культурным ценностям педагогики детства.

Ссылки:

  1. Онищенко, Э.В. Принципы оформления Internet-музея вуза в контексте становления корпоративной культуры ОУ /Онищенко Э.В. //Материалы IY Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент качества в образовании» – СПб.: СПбГЭТУ, 2011, с. 163
  2. Гребенюк, М.Н. О социокультурной идентичности в России советского и постсоветского периода. Общее и особенное / М.Н. Гребенюк //Журнал Аналитика культурологии, выпуск 2 (20), 2011, с. 54

Четверг, 19 Декабря