Мир Детства » Образование » Педагог: учитель и воспитатель » Использование биографий великих в воспитании

Использование биографий великих в воспитании

Савинова Л.Ю.,к.п.н., доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена

Антюшко А.Н., магистр Института детства РГПУ им. А.И. Герцена

Проведенная диагностика уровня проявления ценностного отношения к учению у младших школьников позволила сделать вывод о том, что это отношение детей несколько раздроблено, наблюдается рассогласование между компонентами ценностного отношения. 

Показатели, полученные по интегральному компоненту, достигаются за счет преобладания одного из трёх компонентов, чаще всего эмоционального, т.е. в целом отношение младших школьников к учению как ценности не гармонично. 

Мы предполагаем, что отношение младшего школьника к учению как ценности будет развиваться гармонично при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

реализация воспитания в процессе проектной деятельности 

дополнение в единстве когнитивного, эмоционально-оценочного и мотивационно-поведенческого компонентов ценностного отношения в процессе проектной деятельности;

использование в качестве содержания проектной деятельности воспоминаний и  биографии известных ученых.

Перед тем как приступить к описанию нашей модели необходимо еще раз напомнить, что процесс становления отношения к  учению как ценности непрерывный и очень длительный. Сформировать ценностное отношение за четыре  года начальной школы довольно трудно, но дать необходимые знания, расширить представления детей, познакомить с идеальными образами, предоставить условия для реализации знаний, для получения опыта деятельности и проявления эмоциональных реакций в начальной школе вполне возможно.

Формирование ценностного отношения будет способствовать развитию у младшего школьника познавательного интереса, поддержанию положительной мотивации к учению, что особенно актуально при окончании начальной школы. Более осознанному выбору, касающегося учебной деятельности в будущем и устойчивому положительному поведению в подростковом возрасте.

Среди форм воспитательной работы нами выбрана проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Новый образовательный стандарт ориентирует не только на организацию учебно-исследовательской, проектной деятельности в образовательном процессе, но и на формирование этих видов деятельностей у обучающихся как средства совершенствования их общеучебных умений и компетентностей,

В качестве основного средства воспитательной работы мы предлагаем работу с биографиями известных учёных, на основе которых будет организована дальнейшая деятельность (обсуждение, разгадывание кроссворда, загадок и т.д.).

Нами была выбрана  биографическая информации об учёных, так как она обладает огромными воспитательными возможностями. Биографии ученых — не художественный вымысел авторов учебников, а достоверная историческая информация о научной деятельности ученых, их нравственных качествах, поступках, устремлениях людей, реально живших и живущих и достигших определенных высот и результатов в научной деятельности. 

И.В. Бабурова подчёркивает, что «скудость имеющихся в арсенале личности образцов выстраивания отношений с миром влечёт за собой сужение возможностей выбора индивидуального пути, поскольку трудно выбирать из того, о чём не имеешь представления.» Таким образом, актуализируется роль примера в воспитании ценностных отношений личности и соответственно метода примера в воспитании.

Работа с младшими школьниками строилась в рамках проектной деятельности, в которой детям удаётся проявить наибольшую самостоятельность в исследовательской и поисковой деятельности. 

Воспитание ценностного отношения к учению мы начали с дополнения и уточнения когнитивного компонента. Я познакомила детей с базовыми смысловыми единицами процесса учения, стараясь максимально наполнить его содержанием. Дети поделились собственными мнениями о процессе учения, его цели и значении в жизни человека. В ходе дискуссии свои знания дети сравнили с толкованием термина “учение” в словаре, на основании анализа и сравнения дети смогли дополнить и расширить свои знания в этой области.

В процессе работы я старалась отметить каждый  самостоятельный шаг ребенка. Это стало возможным благодаря проектной деятельности, которая ориентирует самостоятельное поведение ребёнка. В свою очередь создание ситуаций «успеха», в которых ребёнок чувствует, что у него получается, что то, что он делает полезно и необходимо команде, позволило активизировать эмоциональный компонент. Интерес к деятельности поддерживали разнообразные необычные формы работы и получения информации, а так же опыта деятельности в данной сфере. 

В ходе работы я  тщательно отбирала материал, просматривала информацию, которую предоставляют дети, а также в процессе обсуждения делала акцент на наиболее значимые моменты. Это позволило наполнить знания детей, помочь запомнить важную информацию, необходимую для развития когнитивного компонента ценностного отношения к учению.

Что касается мотивационно – поведенческого компонента, то в силу  своего возраста и низкого уровня развития рефлексии, большую часть своих представлений о процессе учения младший школьник еще не успел осознанно "отработать", поэтому они недостаточно структурированы, не выступают как устойчивая совокупность. Именно поэтому я организовывала обсуждение о  возможности выбора, о различии мотивов поведения и последствий каждого поступка. Не нужно навязывать «правильные мотивы», «линии» поведения, важно, чтобы ребёнок сам выбрал то, как поступать в той или иной ситуации. Подобная работы способствовала развитию мотивационно-поведенческого компонента.

Следует подчеркнуть, что воспитательный процесс будет эффективным в том случае, если содержание деятельности детей будет разворачиваться в контексте жизненного опыта ребенка, если оно будет отвечать на реальные вопросы, которые перед ним ставит жизнь. Именно поэтому  для каждой из групп нами были выбраны следующие учёные: М.Ломоносов, Д.И.Менделеев и Д.С.Лихачёв. Заслуги этих учёных велики, их вклад в развитие разных областей науки бесценен. Знакомство с разнообразными открытиями этих учёных, которые являются частью нашей современной жизни позволят провести параллель между наукой и жизнью человека. Таким образом, содержание деятельности детей разворачивается в рамках жизненного опыта. При этом ребёнок пытается объяснить  возникновение того предмета или явления, с которым он сталкивается ежедневно, найти ответы на интересующие вопросы, разгадать загадки науки. Построение работы таким образом способствовало развитию эмоционального компонента, поддержанию интереса детей, развитию устойчивости их отношения к процессу учения.

Анализ содержания биографической информации позволяет выделить в ней два крупных модуля1) материал об аспектах жизнедеятельности выдающейся личности; 2) материал о научной деятельности великого ученого.

Следует отметить, что содержание первого модуля, о жизни великого ученого содержит такие блоки, как: информация о детстве ученого, факторы, воздействующие на формирование личности ученого; образ жизни, хобби ученого; нравственные качества ученого, отношение ученого к искусству, Отечеству, дружбе и др. Работа с воспоминаниями из детства учёного будут способствовать развитию эмоционального компонента. Обсуждение ключевых событий из его биографии, анализ мотивов его поведения позволили  наполнить социальный опыт ребёнка, что в свою очередь повлияло на  развитие мотивационно-поведенческого компонента.

Деятельность школьников в этом модуле предполагала самостоятельный поиск интересной информации о детстве учёного и сообщение найденных фактов участникам других команд: «А знаете ли вы?».  Это позволило расширить опыт ребят в поисковой и исследовательской деятельности, при этом желание детей удивить участников других команд вынуждало их искать больше интересной информации, использовать разнообразные источники поиска. Подобная работа способствовала развитию всех трёх компонентов, составляющих ценностного отношение к учению:как когнитивного (расширение знаний о средствах сбора и источниках получения информации), эмоционального, так и мотивационно-поведенческого компонента, путём наполнения личного опыта поведения учащихся. 

В содержании модуля о научной деятельности ученого выделяются такие блоки информации, как: возраст первых шагов в науке; метод познания ученого; мировоззрение ученого; творческая деятельность ученого, его открытия и изобретения и др. 

В этом модуле дети по картинкам старинных приборов, различных предметов, по фотографиям изобретений и т.д. пытались угадать те сферы, области научной деятельности, в которых учёный совершил те или иные открытия.  Также школьники искали продолжение высказываний великих учёных, составляли биографию научной деятельности, включающую даты великих открытий и ключевых событий в жизни учёного. Подобная работа способствовала расширению кругозора детей, а значит и развитию когнитивного компонента ценностного отношения к учению.  

На занятии «В честь них названы…» дети смогли осознать вклад учёного в развитие науки, ценность его открытий, а также значимость личности учёного в жизни общества. В процессе работы на этом этапе дети пытались выявить найти отражение жизни учёного, его научной деятельности в истории родного города, родной страны.(в скульптуре, архитектуре, в названии улиц, станций метро и т.д.) Подобная работа способствовала развитию эмоционального компонента ценностного отношения.

В заключение, была  проведена игра, для которой каждая из команд, предварительно, должна была приготовить интересные вопросы, касающиеся биографии того учёного, которого они исследовали. В ходе групповой дискуссии, был сделан вывод о том, какой вклад внёс тот или иной учёный в развитие науки, как ему это удалось, какие качества способствовали успеху и т.д. Обобщение и структурирование информации позволило дополнить образ процесса учения, выявить базовые смысловые единицы (развитие когнитивного компонента), способствовать развитию положительного эмоционального отношения (развитие эмоционального компонента).

Особое внимание было уделено чтению письма о добром Д.С.Лихачёва « Учись учиться…», в котором автор рассказывает о ценности знаний в жизни человека, раскрывает суть понятия «уметь учиться», даёт советы подрастающему поколению. Анализ письма, обсуждение ключевых вопросов, прослушивание аудиозаписи голоса самого ученого позволили создать особую атмосферу, атмосферу добра и таинственности, которая позволила раскрыться каждому ребёнку и высказать своё мнение одноклассникам. Это способствовало развитию как эмоционального компонента ценностного отношения, так и мотивационно-поведенческого.

Следует отметить, что с целью развития мотивационно-поведенческого компонента я использовала также дополнительные задания на всех уроках в процессе учебной деятельности детей: сделать доклад об интересном насекомом, найти определение слова в толковом словаре, разобраться в новом материале самостоятельно и выполнить необходимые задания т.д. подобная работа помогла расширить опыт поведения детей в самостоятельной, исследовательской деятельности (развитие мотивационно-поведенческого компонента), расширить их кругозор (развитие когнитивного компонента), поддержать интерес к учебной деятельности, ведущей в младшем школьном возрасте (развитие эмоционального компонента).

Заключительный блок был направлен на осознание ценности процесса учения  в нашей жизни. В этом цикле было важно обобщить весь материал (гармонизируя развитие всех составляющих отношения), с которым познакомились дети. 

Четверг, 19 Декабря