Мир Детства » Образование » Педагог: учитель и воспитатель » Индивидуальная характеристика выпускника ДОУ

Индивидуальная характеристика выпускника ДОУ

Н.А. Шаврина

Сегодня общепризнано, что готовность к школьному обучению – это сложный многокомпонентный феномен, характеризующий общее психофизическое состояние будущего первоклассника.
Анализируя подходы разных авторов к данной проблеме, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе – это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Опираясь на такое понимание готовности ребенка к обучению в школе, городская творческая группа педагогов дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ, в состав которой вошли старшие воспитатели, педагоги-психологи детских садов, учителя начальных классов школ и методисты МОУ ГЦРО, разработали новый вариант индивидуальной характеристики выпускника ДОУ (утв. приказом департамента образования мэрии города Ярославля от 15.03.2012 № 01-05/153).

Необходимость его разработки возникла в связи с внедрением в практику работы образовательных учреждений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ), утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655, и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373.

Отличительной особенностью ФГОС НОО и ФГТ является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребенка. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. В ФГОС НОО требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), т.е. «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

В дошкольных учреждениях после введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основные изменения связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». ФГТ предполагают осуществление образовательного процесса (реализацию программного материала) интегрировано с опорой на игру в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей. Как таковое учебное занятие заменяется наблюдением, экспериментированием, проектной деятельностью и другими видами совместной с воспитателем деятельности.

Уровень сформированности интегративных качеств у ребенка в соответствии с ФГТ должен выявляться на основе комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов через систему мониторинга. Авторы современных программ дошкольного образования в настоящее время ведут разработку критериев и инструментальной базы мониторинга. При этом в каждой программе мониторинг должен быть направлен на выявление уровня сформированности одних и тех же интегративных качеств, обозначенных в ФГТ, но путь выявления будет разный.

С другой стороны, чтобы избежать разночтения выявленных итоговых результатов освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования, важно задать единую форму их описания, согласовать основополагающие моменты со школой. Именно такой вариант характеристики выпускника ДОУ и представлен педагогам дошкольных образовательных учреждений и школ.

Особенности нового варианта характеристики:

  • дает подробное описание уровня сформированности у ребенка предпосылок универсальных учебных действий;
  • отражает интегративные качества, развиваемые у ребенка в соответствии с ФГТ;
  • отмечает самые значимые на этапе предшкольного образования знания, умения, навыки ребенка, необходимые для его успешного старта при обучении в школе.

Заполнение индивидуальной характеристики выпускника ДОУ должно осуществляться коллегиально с целью повышения объективности информации. В этом должны участвовать воспитатели группы, работающие с ребенком, а также узкие специалисты (если они есть в данном ДОУ): учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
При заполнении характеристики необходимо учитывать еще информацию о ребенке, полученную от родителей в ходе анкетного опроса. Данная информация делает характеристику еще более объективной, так как позволят учитывать мнение не только представителей педагогического коллектива ДОУ, работающих с ребенком, но и родителей.

В методических рекомендациях по заполнению индивидуальной характеристики выпускника ДОУ представлен диагностический инструментарий с подробными инструкциями по проведению обследования.

Познакомиться с новым вариантом характеристики выпускника ДОУ можно в дошкольных образовательных учреждениях города Ярославля и в МОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской центр развития образования (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 6, отдел методического обеспечения дошкольного образования; тел. 40-96-83). 

Четверг, 19 Декабря