Мир Детства » Образование » Педагог: учитель и воспитатель » Музей как средство создания образовательной среды Института детства

Музей как средство создания образовательной среды Института детства

Доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Института детства, кандидат педагогических наук
Савинова Людмила Юрьевна

Изучение и сохранение педагогических традиций прошлого является необходимой частью образовательного процесса педагогического вуза.   Наполненность и гармоничность образовательной среды Университета обеспечивает огромный пласт историко-педагогической исследовательской работы в системе деятельности отдельных факультетов. В данной статье мы обращаемся к опыту такой работы в Институте детства. 

Наша деятельность началась  в рамках изучение курсов, связанных с историей педагогики. Освоение студентами курса «История образования и педагогической мысли» (3 курс дневного отделения бакалавриата) всегда шло как с интересом, так и с некоторыми трудностями. Они были связаны с краткостью курса и сложностью содержания, с недостаточно прочными и точными знаниями студентов по мировой истории и по философии, иногда с непониманием важности и практической значимости изучаемого предмета. Поэтому всегда возникали идеи по оптимизации преподавания и организации понимания его ключевого места в  системе базовых педагогических наук.

Прежде всего, работа  началась с перенесения ведущей роли в процессе обучения с преподавателя на студента. Это осуществлялось за счет иного подхода к организации процесса обучения. Для начала, готовясь к семинарским занятиям, студенты перестали выполнять только работы по конспектированию и цитированию, а получив  задания для выполнения, распределяли их с условием того, что ответственные за тот или иной вопрос должны авторитетно раскрыть все включенные в него аспекты и подать материал доступно и интересно, быть готовыми ответить на любой вопрос коллег. Такой подход позволил изменить весь ход семинарского занятия - теперь студенты всегда находились в центре аудитории в прямом и переносном смысле и лишь консультировались с преподавателем по мере подготовки к семинару или обращались за помощью в сложных случаях обсуждений в процессе самого занятия. Внешне семинар был похож на заседание студенческого клуба по интересам – поднимался значимый для всех историко-педагогический вопрос, была представлена информация, подкрепленная наглядностью, задавались вопросы, уточнялись взаимосвязи, делался вывод. Студенты придумывали различные формы представления материала. К примеру, семинар, посвященный педагогической деятельности и идеям К.Д. Ушинского, включал составление карты педагогической деятельности ученого, в которую были включены места, где работал Константин Дмитриевич, причем студентов особенно заинтересовал вопрос о жизни К.Д. Ушинского в Петербурге и была проведена виртуальная мини-экскурсия. Вопрос понимания педагогики как науки и искусства был включен на рассмотрение «педагогического совета» группы, а ответы К.Д.Ушинского  как равноправного участника полемики были оформлены в качестве основных доводов, дидактические принципы были рассмотрены через примеры работы по методическому пособию к «Родному слову» и был организован отрывок урока их демонстрирующий.

В качестве форм для обобщения и контроля усвоения материала были использованы электронные тематические и библиографические словари, галерея портретов и фотографий педагогов, ребусы, сканворды, кроссворды, словарь терминов, используемых отдельным педагогом (например, Я.А. Коменского), разработки заседания клуба знатоков истории педагогики, викторины «Кто хочет стать отличником?» и многие другие. На основе выполненных работ были оформлены аудитории, в которых проходили занятия – они содержали ленту времени для ориентировки в мировой истории, стенгазеты по педагогическим системам разных педагогов, интересные факты из истории, фотографии с ярких семинаров, вопросы для обсуждения и многое другое.

Одной из интересных и традиционных форм стал опыт проведения экскурсии. Студенты сами готовили и проводили экскурсию по Царскосельскому Лицею, рассматривая его как  пример заведения элитного образования в России. Эссе, написанные по результатам посещения экскурсии, показали заинтересованность, эффективность освоения материала и желание продолжать такую работу студентами.

Все это, безусловно, способствовало повышению интереса и мотивации к изучению предмета истории педагогики и подтолкнуло студентов к изучению наряду с мировой историей педагогики истории Университета и родного факультета. Так началась работа по созданию Музея Института детства.

Поначалу материал собирался студентами дневного отделения бакалавриата в рамках работы по курсу «История образования и педагогической мысли», но затем наиболее активное участие проявили магистранты 1 курса. Прочное место в их научно-исследовательской работе заняла деятельность по созданию виртуального музея Института детства. На первом этапе были определены цели и задачи деятельности и выстроен приблизительный план работы.

Работа началась с проекта «История моей кафедры». Каждая подгруппа магистрантов подготовила презентацию, включающую историю создания, описание основной проблематики исследований кафедры, описание педагогической деятельности и заслуг преподавателей кафедры, а также интересные факты из их жизни, интервью, фотографии. Данный проект прежде всего позволили магистрантам больше узнать о кафедре, при которой они обучаются в магистратуре, сблизиться с преподавателями, глубже понять проблематику исследований и место своей магистерской работы  в научной деятельности кафедры. Презентация кафедр состоялась на заключительной конференции. Магистранты проявили значительный интерес к представленной коллегами информации и даже начали испытывать некоторую гордость за «свою» кафедру. Вся информация была расположена на специально созданном сайте.

Следующим этапом работы стал подбор и описание экспонатов для музея. Магистранты продолжали активно взаимодействовать с преподавателями и подготовили небольшие экспозиции, отражающие различные аспекты жизни факультета. Это и выставка научных сборников и работ преподавателей, учебники для начальной школы, созданные преподавателями нашего факультета, фотографии, школьные принадлежности 20 века,  традиционные игрушки и многое другое. На основе собранных материалов были написаны мини-экскурсии по собранным экспозициям, которые повлекли за собой следующие идеи по развитию фондов музея. Постепенно магистранты оказались не только вовлечены, но и увлечены данным видом работы. Значительную роль в этом сыграла экскурсия по Музею РГПУ им. А.И. Герцена, проведенная для магистрантов, Екатериной Матвеевной Колосовой – директором Музея. Она не только раскрыла многие интересные и ранее неизвестные магистрантам факты из истории Университета и истории  факультета, но и заинтересовала музейным делом, показала перспективы развития музея, подсказала источники для сбора информации. На экскурсии и в беседе с Екатериной Матвеевной присутствовали почти все магистранты первого курса, внимательно слушали и завали ей много вопросов.

Немаловажное значение сыграло и встреча с музейными работниками Государственного музея Истории религии, которые рассказали об истории создания и  функционировании в музее выставки «Начало начал». Студенты с воодушевлением подхватили идею о развитии направления Музея Института, связанного с проведением экскурсии для детей – возможно будущих студентов нашего вуза.

По мере работы выделилась инициативная группа магистрантов, корректирующая и дополняющая план развития Музея. Работа всех участников была обобщена и  систематизирована.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию сайта музея, дополнению экспозиций и разработке экскурсий, поиску новых идей развития музея. Все это создает особую атмосферу заинтересованности в предмете «История образования и педагогической мысли», погружения в научно-исследовательскую историко-педагогическую работу студентов, обеспечивает развитие понимания сохранения педагогических традиций факультета и, в общем, создает уникальную образовательную среду Института детства.

Понедельник, 13 Октября