Мир Детства » Образование » Педагог: учитель и воспитатель » Традиции отечественного педагогического образования в контексте формирования духовной культуры

Традиции отечественного педагогического образования в контексте формирования духовной культуры

Онищенко Элеонора Васильевна

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

Современные реформы высшей профессиональной школы проводятся под эгидой принципа глобализации, вхождения России в европейское образовательное пространство и приобщение к общемировым образовательным традициям, которые рассматриваются как приоритетные и отражающие вызовы нашего развивающегося общества. Подобные тенденции объясняются необходимостью превращения образовательной сферы в сферу образовательных услуг или как образно выразился один из наших политиков – в «образовательный супермаркет», который предлагает обществу только то, что востребовано, в чем нуждается новое поколение. Однако при этом возникает целый ряд вполне обоснованных вопросов:

могут ли потребители образовательных услуг адекватно оценить все многообразие функций, которое выполняет собственно образование как социальный институт, 

не происходит ли при этом значительное снижение его роли и суживание потенциала его использования в обществе,

может ли потребительская идеология содействовать развитию образования,

не превратится ли образование лишь в сферу прагматически ориентированной, практической подготовки человека к выживанию в новых социальных условиях?

Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются не только современными исследователями гуманитарной направленности, но людьми, активно включающимися в обсуждение стратегии и политики развития собственно современной образовательной среды. Выводы подобных дискуссий не всегда утешительны: чем больше человек изучает самого себя и окружающего его среду, тем яснее понимает, что социальный, экономический, информационный, идеологический и политический кризисы, характеризующие начало XXI века ведут к кризису образовательному. Система образования теряет свое место, лишается классических основ своего существования – системы социокультурных ценностей, принимаемых как обществом в целом, так и отдельными социальными и возрастными группами. 

Сегодня мы ставим под сомнение укоренившиеся, ставшие традиционными закономерности развития образования: изменяется его содержание, характерные средства, способы, формы, технологии и приемы организации, деформируются отношения между участниками учебно-воспитательного процесса. И наиболее ярко данные тенденции проявляются в системе подготовки специалистов от которых непосредственно зависит развитие подрастающего поколения – в педагогическом образовании. Именно будущий учитель, воспитатель, преподаватель, наставник должен четко видеть и оценивать происходящие в обществе изменения и модернизировать свою профессиональную деятельность, оставляя неизменной основную функцию, которая заложена в самом термине педагог - «детоводительство», т.е. подведение ребенка к осознанию той системы ценностей, которая востребована обществом и личностью…

Можем ли мы сегодня говорить о том, что будущие специалисты в сфере образования готовы к реализации данной функции? Вряд ли кто-то решится однозначно позитивно ответить на этот вопрос. Для этого необходимо тщательно проанализировать гуманистический потенциал современного педагога, его способность стать образцом, примером, авторитетом для своих учеников и воспитанников, а также их родителей. Следует оценить степень признания современным обществом социальной значимости самой профессии учитель. 

Можно сразу констатировать, что по большей части критериев ценности педагога в социуме (государственная политика в области образования, средства выделяемые на развитие системы профессиональной педагогической подготовки, стабильность развития отдельных образовательных учреждений, статус педагога среди других профессий, уровень заработной платы сотрудников образовательных учреждений и многие другие…) мы действительно можем сравниться лишь со сферой обслуживания, до которой низвели институт образования. Именно поэтому профессиональная педагогическая подготовка рассматривается сегодня как нуждающаяся в значительной модернизации. 

Однако давайте вспомним наше далекое и недавнее прошлое: образования никогда не рассматривалось как актуальное, как отвечающее запросам развивающегося общества, т.е. качественное. Именно качество образования (точнее его отсутствие), рассматриваемое как пригодность для использования или соотношение полезности и цены предлагаемой продукции и является сегодня проблемой, разрешение которой требует обращения к первоисточникам. Еще античные философы отмечали, что

Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи Аристотель

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.

(10)

Автор: Эйнштейн Альберт

Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. Сократ

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие сократ

Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.
-Аристотель-

Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. (Аристотель) 

Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.
Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.
Отто фон Бисмарк

будущего педагога предполагает ориентацию, прежде всего, на те культурные традиции, которые характеризуют развитие отечественной образования в целом. Именно поэтому сегодня возможно обращение к процессу становления и развития профессионального педагогического образования, особенности которого отражают, в том числе, своеобразие отношения к каждой отдельной личности, так и окружающей нас социальной среде. 

это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.


Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Среда, 17 Сентября