Мир Детства » Образование » Педагог: учитель и воспитатель » Этические проблемы преподавания психологии

Этические проблемы преподавания психологии

«Чтобы читать хорошо, т.е. нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения»

А.П.Чехов. Скучная история.

Преподавание психологии в этическом плане является типичной формой преподавания, но особенность предмета изложения – законы человеческой психики, культура общения, знание особенностей поведения, умения читать мысли и понимать состояние других людей – обязывает учитывать возможный эффект применения знаний. Главная опасность преподавания психологии – вольно или невольно научить манипулированию людьми. Заменить стремление сочувствовать, понять другого – желанием поступить «как учили». «Нам в школе говорили, что холерикам и меланхоликам сложно общаться, поэтому мы и ссоримся», – говорит ученица подруге, обидевшейся на равнодушие к ее огорчению. Преподавание психологии требует работы над собой, расширения кругозора, эмоционального развития, достижения коммуникативной компетентности, такта и заботы об особой душевной тонкости. Специфика детской психологии такова, что в первую очередь оказывает воздействие пример взрослых, а уже потом их слова. Преподаватель психологии – вольно или невольно - оказывает консультативные услуги, отвечает на вопросы об отношениях с друзьями и родителями, братьями и сёстрами, помогает в решении проблем общения в семье. Раскрывая на уроках (занятиях) психологии душевный мир человека, его особенности, преподаватель формирует психологическую культуру своих учеников, создает для них возможность взглянуть на себя со стороны, пробуждает интерес к другим людям. Закономерности проявлений темперамента и свойств памяти, внимания, формирование воли и мотивы поступков, поведения людей, раскрываемые в занимательной форме, сами по себе способствуют самопознанию, помогают контролировать себя. Задача преподавателя психологии – формирование культуры общения и отношений у детей, подростков, молодежи, населения. Необходимо пропагандировать значение самообладания, понимания других, развития эмпатии, сострадания и способов их выражения. Этому служит, например, научение детей вербализации (обозначению, проговариванию) своих эмоциональных состояний, умение показать понимание другого и выразить это в культурной форме (и не только как в американском кино: «С тобой всё в порядке?). Показать разницу и общее в общении со старшими, сверстниками и с младшими, научить умению перестроиться – задача школьного психолога.

В значительной степени уроки психологии создают у учащихся первый опыт понимания себя и других – по жестам и мимике, интонациям и проявлениям эмоций, реакциям на внешние раздражители - помогают оценить свои способности и возможности. Поэтому именно психолог может и должен помочь поверить в свои силы и научить осторожности в общении с младшими. Именно от него зависит формирование Я-концепции, профессиональное и личностное самоопределение ребёнка. Принцип «Не навреди!» для преподавателя психологии означает, прежде всего, создание позитивного прогноза саморазвития учеников. В процессе преподавания психологии преподаватель должен участвовать и в формировании нравственных установок личности учащихся. При этом преподавателю необходимо помнить, что он работает в педагогическом коллективе и обязан сотрудничать с другими преподавателями, оказывать им содействие в решении общих педагогических задач, не претендовать на абсолютное понимание ситуации. Прямая обязанность преподавателя психологии – консультирование родителей. Одна из важнейших проблем современности – формирование культуры межэтнического взаимодействия, межнациональных отношений, правильного понимания патриотизма и интернационализма. Терпимость, толерантность, уважение представителей других культур и народов – важный показатель общей культуры личности. Задачей преподавателя – психолога является пробудить интерес и развить этнокультурную компетентность, включающую умение и желание принять другого, понять другого и мирно жить рядом. Принятие означает чувства симпатии, дружбы, когда особое в представителе другого этноса не нуждается в оправдании. Основу понимания составляет способность проявить эмпатию, т.е. представить себя на месте человека другого этноса, рассудочно объяснить и оправдать его. Жить рядом – это умение терпеть другого, не отвергая и «не морщась, когда другой ест гусеницу или паука». Психолог может и должен научить детей подавлять в себе раздражение обликом, манерами, непохожими на привычные формы поведения других людей. Научить задумываться о том, что может вызвать в других раздражение тобой. Научить справляться с состояниями агрессии в себе и других. Здесь необходимо обучение приёмам психологического сдерживания и самозащиты. Например, проведение тренингов, в ходе которых дети осознают, что снизить уровень агрессивности у себя и других помогает намеренное снижение уровня громкости речи, снижение её темпа, попытка спокойно задать вопрос, демонстрация доброжелательности и т.п. Психолог в школе обязан работать в контакте с другими преподавателями. В его задачу входит, в том числе, и озабоченность формированием любви к природе и художественных склонностей детей (см. соответствующие разделы настоящего издания).

Психолог в школе обладает уникальной возможностью развития творческих возможностей ребенка. В вузе – способствует формированию установок на психологическую культуру. Важной проблемой остаётся психологическая диагностика детей. Поспешные выводы о негативном прогнозе развития, равно как и «гарантии гениальности» могут способствовать непредсказуемым изломам судеб. В преподавании психологии в вузе основные правила профессиональной этики обусловлены целями практической полезности для саморазвития личности студента: выстраивания культуры общения, отношений с противоположным полом, в семье, навыков разрешения конфликтов в будущей профессиональной среде, усвоения психологических основ одаренности и таланта, творчества, искусства, своей специальности, профилактики профессиональных заболеваний и «выгораний». От психолога зависит формирование атмосферы поддержки и помощи молодым специалистам в окружении опытных коллег в своей профессиональной среде. Преподавание психологии в школе и вузе предполагает кропотливую психопрофилактику наркомании, тренинги подростков, пробовавших или уже принимающих наркотические вещества. Названные обязанности, возможности психолога, ведущего преподавательскую работу, с этической точки зрения определяют круг его ответственности, долг специалиста

Четверг, 24 Июля