Мир Детства » Публикации » «Педагогические идеи и практика развития начального образования в Санкт-Петербурге конца XIX – начала XX века» (к постановке проблемы)

«Педагогические идеи и практика развития начального образования в Санкт-Петербурге конца XIX – начала XX века» (к постановке проблемы)

Э.В. Онищенко,
Д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

И.А. Шипулина,
аспирант ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО

Развитие современного образования в России находится в постоянной динамике, происходят кардинальные изменения в различных компонентах собственно образовательной системы. Причиной этого служит не только общество, социальная ситуация, но и государственные требования в формате обновляемых образовательных стандартов. При этом можно отметить, что современное образование находится в процессе перманентного реформирования. Современные исследователи (В.Е. Волов, И.Н. Емильянова, В.И. Загвязинский, П.А. Лебедев, А.П. Лиферов, Н.М. Розина, Ф.Ф. Королев и др.) особо отмечают, что происходящие процессы модернизации образования несут в себе как положительные, так и отрицательные изменения.

В связи с общими тенденциями модернизации современного образования особое внимание следует уделять начальному этапу обучения, закладывающему основу для дальнейшего развития учащихся. Сегодня признается, что необходим активный поиск путей и средств, способных вывести систему начального образования на качественно новый уровень, придав ей определенный динамизм и позитивную направленность. При этом в качестве значимой составляющей научного реформирования начальной школы является имеющийся исторический опыт, своеобразная «ревизия исторических традиций», так как сегодня возможно проведение определенных исторических аналогий в развитии нынешней и до- или постреволюционной российской системы начального образования, учитывая и адекватно используя все то ценное, что было накоплено на предшествующих исторических этапах оформления отечественного просвещения.

Следовательно, особое внимание необходимо обратить на исторический опыт внедрения инноваций в начальной школе. Современные исследователи (А.Н. Архипова, С.И. Катунцев, И.А. Макеева, Р.Г. Прокопенко) признают наличие определенных аналогий современной ситуации в сфере образования и процессов модернизации, происходивших в России в конце XIX – начале XX века. Этот период можно охарактеризовать как этап инновационного и многофакторного развития отечественного образования в целом и начального образования в частности. В связи с этим вполне очевидным становится вывод, который сделан в исследовании С.И. Катунцева о том, что «оптимизация политики государства в области образования возможно только через точную диагностику природы имеющихся проблем, корни которых уходят на многие десятилетия в прошлое» [1, с. 2].

Одновременно следует отметить, что для определения направлений развития современной начальной школы этот период имеет особое значение, так как именно на этом историческом этапе стало формироваться начальное образование в современном его понимании. Как особо подчеркивается в работе М.И. Кудиновой, именно в этот период видными представителями русской педагогики: В.П. Вахтеровым, Н.Х. Весселем, В.И. Водовозовым, П.Ф. Каптеревым, Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским и другими проводилась последовательная разработка ведущих проблем управления и совершенствования процесса организации начального образования [2, с.3]. Значительное место они отводили решению вопроса о том, в чем заключается своеобразие начального образования в условиях пореформенной России, и каковы должны быть основные направления ее развития с учетом насущной потребности модернизацию начальной школы на основе реализации принципов гуманизации и демократизации.

Данная проблема не является новой. В научных исследованиях она рассматривается с различных точек зрения. Накоплен значительный теоретический и организационно-методический материал по данному вопросу. Так проблемой развития начального образования конца XIX – начала XX века занимались А.В. Болдырева-Вараксина, B.C. Кукушин, Д.И. Латышина, А.В. Ососков, И.П. Подласый, Н.М. Ушакова и др. Свои исследования этой теме посвящали С.И. Катунцев, И.А. Макеева, Р.Г. Прокопенко, Т.Б. Соломатина, М.И. Кудинова, А.Н. Архипова, С.В. Подзорова, О.П. Лукьянова, Е.Ю. Ожегова, А.П. Романов и многие другие.

Как показывает обращение к современным научным исследованиям и педагогической публицистике, данный вопрос достаточно хорошо разработан, в частности, его основные направления связаны с изучением:

- социоэкономических и социокультурных предпосылок развития отечественного образования конца XIX – начала XX века (Г.З. Агафонова, Б.М. Бим-Бад, А.В. Болдырева-Вараксина, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.Н. Джуринский, Ф.Ф. Королев, О.В. Кузьмина, B.C. Кукушин, Т.Б. Соломатина и др.);

- особенностей реформирования системы образования и педагогической практики (Е.А. Аксентьева, Н.Н. Белухина, С.А. Капсаргина, С.И. Катунцев, Л.Л. Кутявина);

- ведущих педагогических течений инновационной начальной педагогики и авторского наследия Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, Н.Х. Весселя, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, К. Мая, В.Н. Сороки-Росинского (А.М. Ахатов, С.О. Белоусов, Л.И. Гриценко, Т.С. Дорохова, О.А. Золотарева, Л.Н. Исаев, Т.Ф. Кораблева, Е.В. Мальков, В.П. Никитина и др.);

- общих тенденций и закономерностей развития начального образования в различных регионах России (А.Н. Архипова, С.А. Болотова, С.Н. Ермакова, О.П. Лукьянова, Е.Ю. Ожегова, О.А. Панина и др.);

Анализ качественных изменений в содержании начального образования, отслеживание форм и методов его дальнейшего развития представлено в трудах Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, М.А. Данилова, И.П. Подласого, B.C. Кукушина, А.В. Болдыревой-Вараксиной, Т.А. Ильиной, А.А. Касьяна, Ф.Ф. Королева, О. В. Кузьминой, В.С. Леднева, И.Я. Лернера, А.В. Петровского, П.И. Пидкасистого, А.М. Пискунова, С.В. Подзоровой, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Т.Б. Соломатиной, Л.А. Степашко, И.Ф. Харламова, И.Е. Шварц, А.Н. Шевелева, Г.И. Щукиной и др.

Таким образом, изучение теории и практики начального образования в исторической динамике имело последовательный и системный характер, однако, наблюдается целый ряд противоречий между:

- значительным объемом исследований, посвященных начальной школе, ее организации, методическому обеспечению, развитию различных типов образовательных учреждений и отсутствием работ, связанных с изучением управления, общей организации и содержания начального образования исследуемого периода;

- существующим комплексом разнонаправленных теоретико-методологических подходов (аксиологический, формационный, цивилизационный, культурологический, педоцентрический, хронологический и т.д.) и отсутствием единой системы анализа начального образования с точки зрения влияния всех подходов на изучение истории начальной школы, т.е. отсутствует анализ начального образования как целостного историко-педагогического явления.

- изучением особенностей развития начального образования различных регионов и отсутствием исследований, посвященных анализу начальной школы Санкт-Петербурга как столицы и особого культурного центра России конца XIX – начала XX века, имеющего свои характерные особенности и специфические закономерности развития системы образования в целом и окружающего ее социокультурного пространства.

Все вышеизложенное стало основанием для выбора темы исследования: «Педагогические идеи и практика развития начального образования в Санкт-Петербурге конца XIX – начала XX века». В данном контексте цель нашего исследования заключается в изучении основных закономерностей и ведущих тенденций развития теории и практики начального образования в конце XIX – начале XX века в Санкт-Петербурге, обращение к опыту практической деятельности известных учебных заведений этого исторического периода (школа Карла Мая, школа-коммуна имени Достоевского, руководителем который был В. Н. Сорока-Росинский и др.), имеющих инновационную направленность и во многом альтернативных классической работе традиционной начальной школы.

В свою очередь, обращение к истории развития отечественной школы и тем реформам, которые оказали на нее существенное влияние в исторической ретроспективе, следует выстраивать с учетом регионального своеобразия, так как в каждом регионе реформирование образования имеет свои особенности. Одновременно необходимо учитывать традиции, исторически сложившиеся на территории различных регионов (губерний, областей, отдельных мегаполисов) России. Учет подобных традиций необходим для эффективного и успешного преобразования школы в России. Поэтому в качестве объекта своего исследования мы выделяем собственно начальное образование Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века как историко-педагогическое явление, а предметом является процесс развития теоретических идей и практики начального образования в Санкт-Петербурге (как центре образовательных инноваций конца XIX – начала XX века). В связи с этим, мы считаем необходимым основное внимание в исследовании уделить изучению генезиса, становления и развития теоретических и практических основ преобразований в начальном звене системы народного просвещения России в заявленный период.

На этом основании, можно сформулировать основные задачи предполагаемой научной работы, а именно:

- провести анализ исторических, экономических, социокультурных предпосылок и факторов развития теории и практики начального образования Санкт-Петербурга конца XIX – начала ХХ века;

- изучить основные противоречия, закономерности и региональные тенденции развития начальной школы Санкт-Петербурга в конце XIX – начале ХХ века;

- оценить эффективность внедрения инновационного педагогического опыта в рамках начального образования Санкт-Петербурга конца XIX – начала ХХ в., разработав на этой основе практические рекомендации по использованию исторического опыта модернизации начального образования в Санкт-Петербурге конца XIX – начала ХХ в. в современных условиях.

В качестве ведущих методологических подходов, которые будут использованы при проведении заявленного историко-педагогического исследования, выступают:

- диалектический подход к изучению истории образования как части культуры, основанный на принципах исторической динамики, научной объективности и системности;

- урбанистический подход, который позволяет рассматривать начальное образование в контексте социокультурного пространства такого крупного мегаполиса как Санкт-Петербург;

- системно-структурный подход, который позволяет рассматривать начальное образование как целостную систему, включающую в себя различные типы образовательных учреждений, а также в рамках целостности социальной и культурной обусловленности образования заявленного исторического периода.

В связи с этим, предполагается использовать следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической и исторической литературы; изучение архивных материалов; сравнительно-сопоставительный анализ историко-педагогических источников; историко-ретроспективный анализ, обобщение и критическое переосмысление педагогического опыта; ретроспективное моделирование направлений актуализации петербургского до- и постреволюционного опыта развития начальной школы.

Исходя из заявленного комплекса технологий организации научной историко-педагогической деятельности, возникает необходимость выделить основные группы многочисленных письменных источников (как опубликованных, так и неопубликованных) научной работы, на разнообразии которых по своему характеру и содержанию базируется собственно диссертационное исследование. В качестве таковых будут выступать научные труды, посвященные своеобразию Санкт-Петербурга как центра образования, официальные источники по теме исследования – архивные и нормативно-правовые документы, опубликованные в данный период, труды классиков педагогической мысли, мемуарные свидетельства выпускников различных петербуржских школ, учебно-методические пособия и материалы, посвященные истории отечественного образования и другие.

Таким образом, предполагается, что в результате исследования будет представлен материалов, позволяющий выявить и охарактеризовать своеобразие развития начального образования в Санкт-Петербурге конца XIX – начала ХХ века. Теоретическая новизна исследования будет выражаться в том, что впервые будет проанализирована и выявлена специфическая роль Санкт-Петербурга как уникального центра педагогических инноваций в сфере начального образования указанного исторического периода.

(Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 12 – 06 – 12030в)

Литература:

1. Катунцев, С.И. Реформы начальной школы России: общественно-педагогическая мысль и государственная политика второй половины XIX века: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / С.И. Катунцев. – Саратов, 2005. – 24 с.

2. Кудинова, М. И. Формирование начального образования в России конца XIX - начала XX века: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.И. Кудинова. – Оренбург, 2000. – 22 с.

Вторник, 11 Ноября