Мир Детства » Публикации » Корпоративная культура образовательного учреждения как средство оформления профессиональной этики современного педагога

Корпоративная культура образовательного учреждения как средство оформления профессиональной этики современного педагога

Онищенко Элла Васильевна
доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования
Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
eleonoraon@mail.ru

Сегодня отечественная система образования ориентирована на детальный анализ ведущих социальных механизмов, позволяющих ей развиваться и совершенствоваться в контексте происходящих социально-экономических преобразований, чтобы отвечать кардинальным вызовам и условиям изменения всех аспектов жизнедеятельности общества. В связи с этим возникает потребность в существенном обновлении, в том числе и аксиологических оснований используемого содержания и собственно структуры деятельности современных образовательных учреждений (далее ОУ) различных ступеней и уровней.

В условиях существенной модернизации современного образования обычная трансляция знаний не может и не должна быть основной целью деятельности ОУ. Современный комплекс нормативно-правовой документации для системы образования особое внимание уделяет оформлению соответствующей образовательной среды (далее ОС), которая ориентирована на реализацию педагогами (воспитателями, учителями, преподавателями) развивающей, учебной и воспитательной функций. Сегодня в Законе РФ «Об образовании» особо подчеркивается, что «образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов организации воспитательной работы с учащимися».

Таким образом, современный период развития отечественного образования ставит перед его участниками новые проблемы или обязывает по-новому решать классические и вновь возникающие задачи. Одной из неотложных проблем современной педагогической науки является обновление целей, содержания нравственного воспитания и средств их достижения. Исходя из этой концептуальной позиции, можно констатировать тот факт, что современные ОУ возлагают на себя ответственность не только за получаемое учащимся образование, но и за формирование принимаемой и реализуемой им в собственной деятельности системы этических установок. В качестве приоритетной ценности современной системы образования в РФ, ведущего принципа реализации государственной политики в области образования выступает сам человек, а также обеспечение его личностного развития, что также зафиксировано в Законе РФ «Об образовании», в котором провозглашается «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

В связи с этим сегодня признается факт необходимости ориентации деятельности профессионального коллектива любого ОУ на личностное развитие учащихся, признание ими системы нравственных ценностей, характерных как для общества в целом, так и с ориентацией на условия, в которых эта команда осуществляет свою профессиональную деятельность. С этих позиций возникает настоятельная потребность поиска нового образовательно-воспитательного идеала, детерминирующего ценностные установки, цели и задачи подобной деятельности для современного педагога, так и инновационных механизмов и средств его оформления в условиях деятельности ОУ.

Кроме этого исследователи отмечают, что сегодня в обществе значительно снижено чувство ответственности за качество своей деятельности, чувство чести и достоинства, понимание нравственного долга, проявление совестливости, сочувствия, взаимопомощи и других нравственных качеств (О. Б. Акимова, А. С. Франц). Поэтому достаточно остро перед всеми ОУ встает задача, связанная с развитием у учителей (особенно молодых специалистов, не имеющих достаточного практического опыта) нравственного отношение к труду и здоровому образу жизни, к знаниям и профессионализму, к оптимальному использованию времени, к собственности, материальному благополучию и т.п., чтобы система подобных этических ценностей опосредованно вновь стала для подрастающего поколения важнейшей социальной ценностью.

Подобная задача по формированию системы нравственно-этических ценностей решается в условиях создаваемой ОС. Именно поэтому следует рассматривать ОУ как центры, обеспечивающие становление и развитие кодекса поведения растущего человека. Одновременно сегодня нравственность человека рассматривается как целостное проявление структуры его формирующейся личности. Поэтому моральные принципы, ценностные установки и нормы поведения должны быть усвоены растущим человеком как важнейшие проявления достоинства собственной личности.

В связи с этим сегодня возникают значительные трудности при выстраивании каждым отдельным ОУ собственной стратегии и тактики нравственного воспитания, формулирования соответствующих целей и задач, определения эффективных условий, средств и способов приобщения к основам этики, в том числе и профессиональной – для самих педагогов. И это не удивительно, профессиональная этика не имеет визуализированного контекста, каких-либо физических пространственных характеристик. Именно поэтому особенности профессиональной этики педагога осваиваются опосредованно, на основе восприятия невербальной информации (жестов, манер, тональности речи, цветовой гаммы одежды, особенностей отношения к окружающим, результатов его деятельности и т.д.), т.е. можно сделать вполне обоснованный вывод, что профессиональная этика воспринимается педагогами на интенциональном уровне.

В связи с этим можно ориентироваться в контексте разработки политики ОУ по формированию системы профессионально-этических ценностей педагогов на те способы, которые позволяют визуализировать как их отдельные элементы, так и аксиологические установки в их целостности. В качестве подобного инновационного средства, с помощью которого возможно обеспечить выход системы ценностных установок на осознанный уровень за счет визуализации и закрепления ведущих этических образов профессионального поведения можно рассматривать сегодня и феномен организационной, управленческой или корпоративной культуры отдельного предприятия, организации, кампании, фирмы, в том числе и ОУ.

В работах целого ряда современных исследователей (М.Армстронг, Т.Ю. Базаров, И.В. Грошев, А.А. Деркач, П.В. Емельянов, В.И. Кнорринг, А. Кромби, А.А. Максименко, В.А. Погребняк, З.П. Румянцева, В.А. Спивак, Е.Н. Хандурова, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова, С.В. Шекшня, Л. Элдридж, В.М. Юрьев и др.) особо подчеркивается тот факт, что умелое управление корпоративной культурой может стать эффективным средством формирования системы базисных личностных и профессиональных ценностей педагогов, а также серьезным конкурентным преимуществом ОУ. Каждое учебно-воспитательное заведение, организуя образовательный процесс, должно ориентироваться и на повышение общего уровня профессиональной культуры состава своих педагогов и сотрудников.

На этом основании можно сделать вывод о том, что корпоративная культура сегодня может быть оценена как наиболее общий комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, ценностей, настроений, символов, отношений, обуславливающих индивидуальность стиля учреждения. Поэтому можно говорить о том, что вовлечение педагогов в своеобразную профессиональную корпорацию «своей «Альма матер» может стать условием оформления и собственных этических установок, системы принимаемых ценностей. В связи с этим в качестве возможной и обязательной составляющей деятельности любого ОУ должно быть и приобщение коллектива педагогов к его «фирменной» культуре, культуре организации деятельности и создания соответствующей ОС.

Рассмотрим более подробно своеобразие данного явления. Теоретический анализ исследований, связанных с оценкой корпоративной культуры (М. Армстронг, Р.Л. Кричевский, И.Г. Самойлова, В.В. Томилов, Б.Ф. Усманов, Е.Н. Хандурова и др.) показывает наличие многозначности трактовки самого этого понятия. Суммируя наиболее характерные для данного термина характеристики, можно сделать обобщающий вывод о том, что под корпоративной культурой сегодня понимается «уникальная система, целостная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения, форм отношений и взаимодействия между сотрудниками, которые регламентируют и определяют способы их профессионального объединения для достижения поставленных руководством ОУ и принимаемых всем коллективом целей развития и как собственно организации, так и творческого совершенствования всех участников педагогического процесса и ближайшего социального окружения» (1). Поэтому именно корпоративная культура позволяет определиться со своеобразием этических установок ОУ.

Как отмечают современные исследователи, проявляется корпоративная культура, прежде всего, в поведении ее руководителей как адептов этой культуры, их взаимодействии, восприятии себя и характерной для учебного заведения ОС. Именно корпоративная культура может быть признана значимым условием повышения статуса ОУ среди себе подобных и конкурентным преимуществом, мощным стратегическим инструментом совершенствования и импульсом развития его деятельности, а также оформления системы ценностей для коллектива педагогов. На этом основании можно вполне оправданный вывод о том, что корпоративную культуру ОУ можно рассматривать как одно из эффективных средств развития этической сферы педагога.

При этом целенаправленное формирование корпоративной культуры ОУ позволяет:
- развивать личностную и профессиональную культуру учителя, адекватную статусу ОУ;
- повышать признание педагогами системы ценностей, пропагандируемых в профессиональной сфере;
- формировать творчески взаимодействующие профессиональные команды, группы учителей.

Таким образом, рассматривая корпоративную культуру как один из механизмов нравственного развития педагога можно ориентироваться на ее уровни: поверхностный: артефакты (материальные ресурсы и внешняя атрибутика ОУ); внешний (система декларируемых профессиональных ценностей и норм социального поведения); внутренний (признание и принятие архетипов, аксиологических установок, их реализация в собственной деятельности) (2), которые, в свою очередь, могут определять логику и технологию оформления корпоративной культуры, а также развития системы этических установок учителей в ее контексте. Соответствующая система ценностей ОУ оформляется как ее «кредо» или «миссия», включающие цель деятельности, основные принципы, стиль, определенные обязательства по отношению к потребителям, персоналу и обществу. Именно такая стратегия приобщения педагогов к корпоративной культуре ОУ позволит сформировать их систему этических ценностей – как личностных, так и профессиональных.

Каков же собственно потенциал корпоративной культуры, определяющей формирование системы как профессиональных, так и собственно этических ценностей у педагогов? В ходе теоретического анализа научной проблемы мы выдвинули предположение о том, что формирование подобной системы будет эффективным при условии:
- адекватного психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения этого процесса на основе системы профессиональных ценностей, норм поведения и взаимодействия педагогов, обозначенной рамками особой, сложившейся в данном ОУ культуры взаимоотношений – своеобразного этического кодекса как компонента оформления корпоративной культуры;
- учета актуальных запросов руководства ОУ на взаимодействие востребованных и успешных педагогов, обладающих активной жизненной позицией, предполагающего формирование профессиональных сообществ/команд/коллективов педагогов, сотрудников и представителей окружающего ОУ социальных сообществ (родителей учащихся, выпускников школ, бывших учителей школы, сотрудников социокультурных организации микрорайона и т.д.) определенного
- создания в ОУ общественно-профессионального сообщества, обеспечивающего комплексный анализ состояния морально-психологического климата в ОУ, который, в свою очередь, деятельность которого определяет характер и способы разрешения моральных конфликтов в педагогическом коллективе на основе существующих подходов к оформлению корпоративной культуры;
- подготовки фирменного корпоративного стиля ОУ, так как эстетическое здесь носит коммуникативный характер, апеллирует к эстетическим ценностям человека с учетом языка эстетических форм (цвета, линии, ритма и т.д.). В свою очередь в корпоративном пространстве фирменный эстетический код транслирует и социокультурную информацию, в контексте которой педагог может существовать и действовать как целостная, творческая личность.

Поэтому можно говорить, что оптимально оформленная корпоративная культура стимулирует участников образовательного процесса к созданию целого ряда нравственно-этических установок как по отношению к профессиональной деятельности, так и по отношению ко всем другим сферам жизни. Как свидетельствуют результаты проведенных нами исследований, корпоративная культура ОУ позволяет создать у педагогов ряд жизненно важных нравственно-психологических установок:
- на ответственное отношение к выполнению профессиональных обязанностей;
- на достойное участие в деятельности ОУ;
- на уважительное отношение к руководству ОУ;
- на доброжелательное отношение к коллегам/сотрудникам/родителям и всем участвующим в учебно-воспитательной деятельности;
- на внимательное и настороженное отношение к конкурентам;
- на требовательное и ответственное отношение к самому себе как представителю данного ОУ и т.п.

Каждый вид установок в развивающем свою корпоративную культуру ОУ наполняется конкретным содержанием и представляет собой внутреннюю мотивацию педагогов на выполнение поставленных профессиональных задач и принятие заявляемой системы профессионально-этических ценностей. Таким образом, одним из следствий оформления и внедрения корпоративной культуры может стать развитие системы наиболее значимых личностных и профессиональных ценностей у самих педагогов в ОУ, учитывающих специфику имеющейся в нем ОС и накопленные традиции реализации правил взаимодействия между сотрудниками.

(Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 12 – 06 – 12030в)

Библиография:

1. Онищенко Э.В. Корпоративная культура вуза как основа оформления системы этических ценностей студентов //Духовно-нравственное воспитание в современной России: проблемы, подходы, пути решения. Материалы научно-практической межвузовской конференции. – М.: Экон-Информ, 2010 – 208с., С.123

2. Онищенко Э.В. Феномен корпоративной культуры Вуза в системе развития познавательной активности студентов //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2011, № 3. Киров, Изд-во ВятГГУ, с.139

Вторник, 11 Ноября