Мир Детства » Публикации » Перспективы развития профессиональной педагогической подготовки: итоги V Санкт-петербургского образовательного форума

Перспективы развития профессиональной педагогической подготовки: итоги V Санкт-петербургского образовательного форума

Элеонора Онищенко
доктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербург, Россия

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL PREPARATION: V SAINT-PETERSBURG EDUCATIONAL FORUM

Статья посвящена оценке результатов прошедшего в Санкт-Петербурге V Образовательного Форума, на котором рассматривались проблемы и перспективы оформления профессионального стандарта современного педагога. Автор оценивает потребность в определении ведущих путей и средств внедрения данного стандарта, а также оценки его качества.

The article is devoted to the evaluation of the results of the past in St. Petersburg V Educational Forum, which discussed problems and prospects of registration of the professional standard of a modern teacher. The author evaluates the need to identify the leading ways and means of implementing this standard, and assessing its quality.

Начало XXI века в сфере образования характеризуется особым вниманием к организации профессиональной подготовки будущего учителя. Именно с этих позиций сегодня в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования системы российского образования рассматривается проблема стандартизации процесса профессионального педагогического образования. Подтверждением данной тенденции являются результаты прошедшего в конце марта 2014 года V Санкт-Петербургского Образовательного Форума, который был посвящен обсуждению, в том числе, проблем и перспектив реализации стандартов современного педагога.

Основной целью организации столь масштабного мероприятия было привлечение внимания общественности и современного бизнес-сообщества к инновационным процессам в области образования, поддержание диалога и обмен опытом между представителями различных стран и регионов России по вопросам стратегии развития образовательных систем, расширения межрегионального и международного сотрудничества. Свой первый юбилей Форум отметил значительным количеством участников. Так только на пленарном заседании присутствовало более 300 представителей Министерства науки и образования РФ, руководителей региональных систем образования, ведущих российских ученых, непосредственно педагогов-практиков, учителей, студентов, учащихся и их родителей, а в целом, участниками Форума стало около трех тысяч человек.

В церемонии открытия приняли участие: губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Н. Кичеджи, заместитель министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке и образованию, культуре и информационной политике Л.Н. Глебова; председатель Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга А.С. Максимов, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга В. Васильев и другие. На пленарном заседании Форума «Современное образование и наука: вызовы и решения» были предложены для обсуждения наиболее актуальные вопросы развития современного образования, а именно:
- глобализация образования и цивилизационного развития;
- перспективы взаимодействия среднего и профессионального образования;
- влияния экономической политики на подготовку кадров в Санкт-Петербурге;
- особенности стратегических инициатив Петербургской школы;
- опыт использования современных технологий в международном образовании.

В программе Форума было заявлено проведение более 40 «круглых столов», дискуссий и секций, на которых происходило обсуждение наиболее актуальных современных проблем: от ФГОС до профессионального стандарта, от перспектив развития системы российского образования в целом до работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое место среди рассматриваемых образовательным сообществом Санкт-Петербурга проблем занимал вопрос о приоритетных направлениях оптимизации образовательной системы в Российской Федерации (далее РФ). В частности, оценивая перспективы развития системы образования, министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов особо подчеркнул, что все изменения, которые происходят и будут происходить в российском образовании, должны быть направлены только на одну единственную цель – дать возможность гражданам реализовать свои права на образование. При этом он заметил: «Мы хотим, чтобы школа была и «прозрачной», и самостоятельной, экономически и педагогически эффективной, энергоэффективной, «безбарьерной», технологичной, толерантной. Мы ждем, чтобы школа работала и как социальный лифт, и как механизм межнационального согласия и поддержки культурной и гражданской идентичности» [1].

В продолжение данной темы губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко отметил, что с каждым годом профессиональное образование Санкт-Петербурга становится все более востребованным не только в нашем регионе, но и по всей России, а председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А. С. Максимова подчеркнула, что Санкт-Петербург – признанный научно-образовательный и культурный центр России, который славится своими уникальными традициями и достижениями, среди которых на первом месте всегда стояло высокое качество образования, а дипломы петербургских вузов высоко ценятся по всей России и являются отличительным знаком качества выпускника. С этой позиции была также актуализирована задача, связанная с повышением социального престижа и статуса в обществе современного педагога – воспитателя, учителя, преподавателя. Одновременно прозвучали призывы возвращения к практике стимулирования академических свобод (как самих образовательных организаций, так и отдельных педагогов) ограничениями которых должны стать только базовые требования и нормы подотчетности обществу.

В связи с этим на нескольких городских площадках были рассмотрены вопросы оптимизации процесса непрерывного профессионального педагогического образования в РФ в целом, Северо-западном регионе и Санкт-Петербурге, в частности. Так в Выставочном комплексе «Ленэкспо» были проведены выставки «Профессиональное образование Санкт-Петербурга: 2014» и «Образование и карьера». На них выпускники школ и их родители получили возможность в короткое время получить значительный объем информации о комплексе учебных учреждений высшего профессионального образования, лично пообщаться с преподавателями и представителями приемных комиссий ссузов и вузов и определиться с выбором профессии и будущим местом учебы. На выставке была представлена деятельность более 200 российских и зарубежных (Австрия, Германия, Испания, Финляндия, Франция, Швеция и другие страны) организаций: как учебных заведений, так и компаний-работодателей.

Продолжением данной работы стала организация нескольких телеконференций, среди которых особо привлекательными для участников Форума оказались такие проблемы для обсуждения как:
- «Консолидация усилий профессионального образования, науки и бизнеса в подготовке специалистов для экономики знаний» (с участием научно-образовательных и научно-производственных организаций Санкт-Петербурга, Москвы, Дубны и Фрязино);
- «Подготовка специалистов 21-го века и международная академическая мобильность» (Санкт-Петербург – Париж).

В рамках данных телеконференций был представлен накопленный за последние годы опыт Санкт-Петербургской системы образования по:
- внедрению эффективных контрактов для руководящего и педагогического состава современных школ;
- организации социального партнерства учреждений профессионального образования;
- использования уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга для решения учебно-воспитательных задач;
- выстраивания комплексного процесса изучения физико-математических дисциплин и информационных технологий в современном образовании;
- реализации концепции историко-культурного образования с привлечением современных технологических ресурсов.

В рамках обсуждения проблемы оптимизации процесса профессиональной самореализации современного педагога прошел круглый стол «Профессиональный стандарт педагога и эффективный контракт – деятельность школы в новых условиях». В работе этого круглого стола приняли участие представители 9 регионов России (руководители органов управления образования регионов, руководители районных образовательных систем и руководители образовательных организаций). В рамках обсуждения заявленной проблематики был детально проанализирован опыт нашего города по переходу образования на использование эффективных контрактов (далее ЭК) с педагогическими работниками, а также определены ведущие перспективы деятельности всех образовательных организаций в данном направлении.

При этом под эффективным контрактом понимается заключенный с работником государственного/муниципального учреждения трудовой договор, в котором конкретизированы не только его должностные обязанности и условия оплаты труда, но и показатели, критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры его социальной поддержки. Предполагается, что внедрение ЭК может стать средством совершенствования работы с профессиональными педагогическими кадрами, если одновременно будут обеспечены:
- нормативно-правовая база и разработка методических рекомендаций по введению ЭК;
- программно-информационное сопровождение этого процесса;
- открытость и доступность официальных сайтов с соответствующими данными;
- использование элементов самооценки, а также общественного и профессионального контроля за системой подобной оценки.

Было отмечено также, что переход на эффективный контракт является существенным стимулом для самосовершенствования современного педагога и его нацеленности на развитие собственных профессиональных ресурсов, а также постоянный карьерный рост. Одновременно в ходе дискуссии участниками круглого стола были выделены и существующие риски, которые необходимо учитывать при переходе на ЭК в системе отечественного образования, а также пути и средства их минимизации за счет оформления:
- механизмов независимой оценки качества образования;
- гибкости, рамочного характера и корректировки показателей качества работы педагогов;
- информационных технологий, позволяющих перейти на электронное портфолио педагога.

Продолжением обсуждения данной проблематики стало проведение дискуссии «Стандарт профессиональной деятельности педагога: социокультурный контекст» на площадке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (далее РГПУ им. А.И. Герцена). В рамках деятельности данной дискуссионной площадки была поставлена актуальная задача: «привлечь внимание общественности, социальных структур и бизнес-сообщества к инновационным процессам в области образования» [2]. В ее работе прияли участие преподаватели, аспиранты и магистранты, представители информационно-методических центров Санкт-Петербурга, РГПУ им. А.И. Герцена, представители образовательных учреждений, эксперты образовательной деятельности, исследователи и заинтересованные специалисты.

Было проведено активное обсуждение вопросов, раскрывающих своеобразие использования профессионального стандарта в практике работы современных ОУ, в том числе:
- выявление границ сферы профессиональной ответственности педагога и определения новых тенденций развития должностей в сфере образования;
- повышение эффективности и обеспечения современного качества педагогической деятельности;
- оценка профессиональной квалификации педагогических кадров в рамках проведения квалификационных экзаменов (экзаменов на должность) и др.

Одновременно были озвучены следующие проблемы организации подобной деятельности: зачем нужен стандарт профессиональной деятельности педагога? Возможна ли «достройка» стандарта профессиональной деятельности педагога? Может ли стать стандарт профессиональной деятельности педагога инструментом оценки его квалификации? Ответы на них были даны в выступлении выдающихся представителей российской педагогической науки. В частности, специальным гостем дискуссионной площадки стал д.п.н., член-корреспондент РАО Е.А. Ямбург, который отметил: «Я глубоко убежден, что до сих пор у нас не было реформ образования, а была реформа экономики. Еще Ушинский сказал, что никакая реформа образования невозможна иначе, чем через голову учителя, именно поэтому насчет этого нам нужно иметь особую стратегию и тактику».

Кроме этого, по мнению Е.А. Ямбурга, изменение стандарта сегодня явно «смешивается» со многими социальными и экономическими факторами, поэтому в России наблюдается тройной кризис: нравственный, мировоззренческий и психологический, что ставит перед современным учителем все больше задач, связанных с модернизацией своей деятельности как ответа на вызовы нашего общества. Данная позиция была более детально раскрыта в выступлении проректора по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Лаптева, который подчеркнул: «Раньше то, что говорил лектор, было очень важно для студентов. Сегодня информацию можно получить из самых разных источников, и у учащихся уже нет такой необходимости посещать лекции. Именно поэтому сегодня возникает много вопросов в отношении компетентности преподавателей. Говорят, что педагог недостаточно квалифицирован, что университеты плохо готовят специалистов. Поэтому особую значимость приобретает необходимость обсуждения стандарта профессиональной деятельности и его влияния на уровень компетентности педагога» [3].

Кроме этого в рамках данного мероприятия его участники особо отмечали потребность в обеспечении качества образования, которое рассматривается сегодня как основа развития общеевропейской системы образования в целом и одним из ключевых моментов ее существенной модернизации. Данное положение подтверждается и целым рядом современных исследований (В.В. Азарьева, И.А. Богачек, В.М. Григорьев, И.М. Ильинский, А.И. Кочетов, Э.В. Онищенко, С.И. Плаксий, С.А. Степанов и др.), в которых подчеркивается, что декларируемый принцип ответственности «за качество предоставляемых образовательных услуг каждого учебного заведения … предполагает организацию работы на нескольких уровнях: глобальном, посредством определения основных составляющих национальной концепции по обеспечению качества в системе образования в целом; локальном – через создание набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки в регионе или в отдельно взятом учреждении» [4].

Именно в данном контексте и происходило обсуждение социокультурных особенностей процесса внедрения профессионального стандарта современного педагога. Отмечалось, что кардинальные реформы в системе высшей профессиональной подготовки должны быть связаны с необходимостью принятия стратегических решений, обеспечивающих эффективность развития вузов в новых социальных условиях, повышение качества их многофункциональной деятельности. При этом качество образования предлагалось рассматривать в двух аспектах:
- первый – предполагает качество результата образовательного процесса, т.е. соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов;
- второй – актуализирует характеристику системы обеспечения этого качества (содержание образования, уровень подготовки абитуриентов, преподавательских кадров, информационно-методического и материально-технического обеспечения качества подготовки, используемых образовательных технологий, научной деятельности и т.д.) (Е.В. Лаврова).

В рамках проведенной дискуссии была определена классическая структура качества процесса подготовки современного педагога, «которая традиционно включает:
- качество руководства процессом подготовки;
- качество преподавания;
- качество содержания преподавания;
- качество технологии обучения и воспитания;
- качество образованности личности» [5].

Собственно понятие качество образовательного процесса было предложено рассматривать с позиций системного подхода, предполагающего признание того, что качество каждого из структурных элементов влияет не только на качество всего процесса в целом, но и на качество любого другого структурного элемента. Поэтому был признан тот факт, что достижение качества каждого из элементов в отдельности не гарантирует качество системы в целом, а является лишь одним из необходимых условий. На этом основании понятие качество подготовки педагога оценивалось, с одной стороны, как качество функционирования образовательной системы с учетом имеющегося потенциала, а с другой – как качество образованности личности будущего педагога (О.А. Граничина, Э.В. Онищенко).

В связи с этим было признано, что принимаемые стандарты профессиональной педагогической деятельности предлагают на первый взгляд ясные, доступные и, казалось бы, быстродействующие средства улучшения качества системы образования. Но на деле оказывается, что «эти средства не расшатывают малоэффективные системы управления организациями, а укрепляют их, подменяя полноценное управление качеством созданием всё новых стандартов, норм, моделей деятельности, усилением контроля в виде систем аттестации, аккредитации, сертификации» [6].

Одновременно следует отметить, что новая подсистема оценки качества работы современного педагога может быть активно внедрена и может стать основанием существенных преобразований системы образования, так как педагог получил ряд новых прав, каких у него раньше не было;
- право на постоянное внесение корректив в организацию педагогического процесса в целом и учебно-воспитательной деятельности под влиянием запросов основных потребителей (государства, общества, обучающихся и их родителей, самих учителей);
- право на использование собственных, в том числе и инновационных технологий организации образовательного процесса, а не на технологию, спущенную сверху;
- право на постоянное участие в изменениях существующей системы управления образовательной организацией, которая сдерживает рост качества его профессиональной деятельности.

Таким образом, в рамках дискуссионной площадки были определены перспективы выстраивания эффективной системы управления и самоуправления качеством образования в деятельности ОУ. Одновременно было отмечено, что российская теория управления качеством образования не может служить ориентиром на будущее, так как в основание этой теории заложены четыре существенные методологические ошибки:
- «размывание» границ и полное смешение теории качества и теории менеджмента качества;
- полная неспособность данной теории методологически обосновать закономерности прямой взаимосвязи между ростом качества образовательной деятельности и необходимой перестройкой системы и структуры управления организацией;
- неудачная попытка систему управления организацией поглотить сверхсистемой менеджмента качества;
- крах данной теории в создании своей собственной оригинальной методологии качества, так как идёт постоянное заимствование её из других наук.

Таким образом, конечным результатом прошедшего Образовательного Форума была констатация следующей концептуальной позиции: высокое качество человеческого потенциала позволит РФ стать конкурентоспособным государством, готовым адекватно отвечать на все вызовы современного общества. Особо подчеркивалось, что это «качество» закладывается сегодня и в семье, и в школе. Поэтому сегодняшние дети и подростки в ближайшем будущем должны стать наиболее активной частью прогрессивного российского общества и обеспечить кадровый потенциал развития экономики следующих десятилетий, что требует их эффективной профессиональной подготовки. Создание подобной системы образования – наша общая задача!

(Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 12 – 06 – 12030в)

Библиографические ссылки:

1. http://www.ug.ru/news/11371

2. Педагогические вести, № 21 (277) – 2014 http://www.herzen.spb.ru/news/25-03-2014_1/

3. http://www.herzen.spb.ru/img/files/pedvesty/2014_electronniy/2014_electronniy/21_2014.pdf

4. Онищенко Э.В. Система обеспечения качества в условиях модернизации высшей школы: опыт и стратегия развития //Вестник МГУУ, № 2- 2006, стр. 89.

5. Граничина О.А., Онищенко Э.В. Обеспечение качества подготовки педагога начальной школы: проблемы и перспективы //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Начальное образование: соответствие стандарту», т.3, вып.1. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012, стр.265

6. Богачек И.А., Онищенко Э.В. Управление качеством в ВУЗе в условиях Болонского процесса» (Монография). – М.: Экон-Информ, 2010, стр. 4.

Вторник, 11 Ноября