Мир Детства » Публикации » Приобщение студентов к реализации научного проекта «Мир детства: история, культура, образование»

Приобщение студентов к реализации научного проекта «Мир детства: история, культура, образование»

Онищенко Элла Васильевна
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
eleonoraon@mail.ru

В современном отечественном образовании происходит целенаправленная модернизация присущей нашей культуре системы национальных ценностей, которая ориентирована на своеобразие существующего историко-культурного наследия российского государства, содержащего уникальные артефакты, а также особенности культурного развития, характерного для нашей цивилизации в целом. В связи с этим возникает потребность в оформлении новой системы требований, которые предъявляются сегодня к средствам и способам освоения подрастающим поколением подобного социокультурного опыта. Именно поэтому сегодня следует активизировать работу, связанную с соответствующим информационным сопровождением ребенка, который вступает на путь признания и принятия ценности и значимости для собственного развития процесса знакомства с этим социокультурным наследием.

Современные исследователи приходят к выводу о том, что характерная для нашего общества трансформация предполагает трансляцию «культурных ценностей от поколения к поколению, ибо социальная стабильность и социальное здоровье социума в переходную эпоху во многом зависит от того, насколько ценности, идеалы и ориентации разных поколений согласуются друг с другом» [1, с. 301]. На этом основании можно рассматривать обращение к историческим, культурологическим и образовательным реалиям нашего общества как деятельность, связанную формированием осознанного национального менталитета каждого гражданина. В связи с этим руководством нашего государства сегодня признается, что именно историческую память следует оценивать в качестве одного из ведущих стратегических ресурсов России.

В ходе поиска наиболее эффективных путей и средств привлечения современной молодежи к тем источникам, которые хранятся в историческом, социокультурном и собственно педагогическом наследии нашей страны возникает необходимость оформления их социокультурных ориентаций на основе критического восприятия классических традиций и культурных стандартов. Это связано с тем, что в состоянии характерной сегодня для общества социальной и политической неопределенности современной молодежи свойственно стремление к поиску новых ценностей и идеалов, а также критическое восприятие классических традиций и культурных стандартов, так как новые ценности выступают в качестве элемента противопоставления старым моделям, т.е. видоизменяется сам механизм формирования духовных ценностей.

В связи с этим сегодня в качестве наиболее востребованных выступают такие качества личности как высокая социальная активность, инициативность, устойчивая гражданская позиция, правовое самосознание, умение адаптироваться в современных условиях, профессиональная компетентность, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции и др. Именно они закладываются сегодня в основу ФГОС ВПО и определяют набор личностных и профессиональных компетенций, формируемых в том числе и в рамках профессиональной подготовки будущего педагога. Поэтому современные исследователи отмечают, что образовательное пространство современного педагогического ВУЗа должно включать в себя соответствующий комплекс условий, позволяющих «каждому будущему педагогу сформировать свою индивидуальную профессиональную позицию, отношение к происходящим сегодня социально-экономическим переменам и морально-психологическим деформациям в общественном сознании» [2, с. 180].

Это детерминировано тем, что сегодня на педагога возлагается задача обеспечения квалифицированной помощи и поддержки учащихся, у которых происходит активное разрушение старых идеалов, образование духовного вакуума и заполнения его ценностями, которые нередко входят в противоречие с общечеловеческой моралью. Следует признать, что трансформация менталитета, стереотипов поведения и собственно мироощущения подрастающего поколения требует активного участия педагога в процессе содействия гармонизации их взаимодействия с окружающим миром. Поэтому профессиональная подготовка в педагогическом ВУЗе невозможна без ориентации на оформление системы гражданского образования и формирование активной социальной позиции личности.

Это позволяет нам констатировать, что активное участие студентов в реальных научных проектах, в том числе и имеющих социокультурную направленность, следует рассматривать как основу для формирования их социального и профессионального самосознания. В связи с этим в рамках профессионального образования будущих педагогов, следует особое внимание уделить необходимости освоения студентами своеобразия профессиональной культуры, т.е. ориентации на профессиональную идентичность будущего педагога, приобщение к символике не только собственно педагогической деятельности, но и субкультуры ребенка и детства.

Нужно признать, что характерное для нашего времени обращение к детской субкультуре – не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире и характеризующих критический момент в нашем историко-культурном развитии. Так, Г.В. Петров особо подчеркивает, что подобным образом происходит рост социальной потребности «пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее». Именно поэтому целенаправленное и последовательное формирование гражданской и профессиональной идентичности будущих педагогов в условиях учреждений ВПО актуализирует, в том числе, использование существующих Internet-ресурсов.

С этой целью студенты Института детства РГПУ им. А.И. Герцена активно привлекаются сегодня к работе по гранту РГНФ, связанного с разработкой мультимедийной информационной системой (далее МИС) или сайта «Мир детства: история, культура, образование». Реализация подобного проекта связана с целым комплексом вызовов начала XXI века, среди которых для России одним из главных является демографический спад и отсутствие ресурсов оформления и поддержания информации о ценностях детства, а также явно недостаточный уровень педагогической культуры населения. Сегодня особо признается, что нарушение преемственности в процессе передачи культурных традиций между поколениями; ослабление некогда устойчивых связей между различными этническими культурами могут привести к острым межнациональным конфликтам; росту индивидуализма и взаимной отчужденности, как между отдельными людьми, так и целыми социальными слоями и группами.

Подобные тенденции, на наш взгляд, детерминированы собственно неадекватным отношением к самому феномену «детство», которое явно обладает соответствующей автономией и культурной ценностью. В связи с этим в рамках реализации новационного проекта предполагается рассматривать в качестве объекта МИС – собственно феномен детства и его субкультуру. Исходя из этого грант предполагает использование интернет-пространства с целью создания научно систематизированной информации, связанной с изучением и презентацией информации об эволюции детства на различных исторических этапах развития цивилизации, а также характеризующей своеобразие этнической и социокультурной среды различных регионов мира.

При этом, раскрывая своеобразие феномена детства и особенности его оформления, сайт позволяет расширить доступ широкой общественности к наиболее значимым достижениям отечественной и мировой субкультуры ребенка и позиционируется как многофункциональный комплекс, информация которого связана с презентацией артефактов и достижений российской и мировой психологической и педагогической сфер в ярких инновационных формах; освещением своеобразия культурных ценностей педагогики дошкольного детства и начального образования ребенка; сохранением и распространением достижений мировой и отечественной педагогической культуры на основе аналога с традициями российских педагогических музеев конца XIX – начала XX века; повышением культурного самосознания педагогического сообщества за счет признания и повышения роли педагогического наследия в процессе актуализации профессиональной самоидентификации педагогов.

В целом реализация проекта ориентирована на следующие информационные приоритеты:
- признание ценности, значимости детства и его субкультуры в качестве важного ресурса социального развития;
- возрождение и продвижение культурных ресурсов образовательных учреждений Санкт-Петербурга как регионального центра оформления, развития и совершенствования российской педагогической культуры, ее достижений и конкурентоспособных качеств;
- пропаганда значимости педагогики как науки в контексте профессионального самоопределения абитуриентов, а также гражданской и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и постдипломного образования;
- популяризация роли педагогики и психологии в контексте повышения общей культуры населения и общества в целом; формирования педагогических интересов, знаний у молодежи, вступающей в брак, повышение педагогической грамотности родителей, всех, занимающихся воспитанием и обучением детей;
- развитие корпоративной профессиональной культуры педагогов на основе совершенствования их управленческих, методических и организационных компетенций по организации учебно-воспитательной деятельности с детьми различных возрастных групп;
- организация виртуальной Интернет-среды с целью адекватного учебно-методического сопровождения процесса профессиональной подготовки специалистов дошкольного и начального образования, педагогов-психологов и социальных педагогов;
- создание интернет-портала педагогической науки как общедоступного специализированного/профессионального центра, деятельность которого будет строиться на основе интеграции образовательной, научно-исследовательской, воспитательной, социально-культурной и просветительской работы в сфере образования;
- активное привлечение в качестве волонтеров учащихся – студентов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, Института Детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, сотрудников НОУ «Санкт-Петербургской Монтессори школы Михайловой» к реализации комплекса интерактивных технологий оформления музейной экспозиции;
- обеспечение доступа педагогов, детей и их родителей к культурным ценностям педагогики как науки, а также их активного участия в культурной жизни Санкт-Петербурга;
- создание тематической площадки для проектирования, организации и проведения разноплановых научных исследований в сферах деятельности, связанных с педагогикой дошкольного детства и начального образования ребенка [3, с. 271].

При этом привлечение студентов к реализации научного гранта предполагает разработку с их активным участием общей концепции сайта, сбор информации для его оформления, оцифровку коллекций музея РГПУ им. А.И. Герцена, связанного с презентацией артефактов детской субкультуры, оформление единого дизайна пространства и заполнение следующих тематических разделов как своеобразного «виртуального хранилища»:
- персоны — известные педагоги, психологи, социальные и политические деятели, представители культуры и искусства, внесшие вклад в развитие педагогики и систем дошкольного и начального образования (научные биографии, достижения, результаты и т.д.);
- деятельность образовательных учреждений/организаций/заведений культуры и искусства, которая обеспечивает развитие теоретических основ и практики педагогики дошкольного детства и начального образования (направления деятельности, проекты, достижения, основные разработки и т.д.);
- артефакты, связанные с отдельными авторскими педагогическими концепциями/теориями/системами;
- документы, в том числе кино-, фото-, видео- и аудио-материалы, электронные публикации, а также каталог публикаций (ссылочный ресурс), связанных с проблемами образования подрастающего поколения;
- календарь ключевых событий в истории, а также с учетом современного состояния теории и практики дошкольного воспитания и начального образования в отечественном и мировом педагогическом пространстве;
- терминологические словари и ссылки на соответствующие информационные ресурсы и классификаторы.

Таким образом, привлечение студентов к участию в подобном научном проекте станет значимым средством изучения ими мира детской культуры и современного ребенка, а также формирования гражданской и профессиональной идентичности, определяя, в том числе и особенности оформления системы их профессиональных ценностей и установок.

(Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 12 – 06 – 12030в)

Литература:

1. Демина А.В., Миронова Н.П., Шабаев Ю.П., Этнополитическая и гражданская идентификация молодежи Республики Коми /А.В. Демина, Н.П. Миронова, Ю.П. Шабаев //Регионология. – 2008. - № 4

2. Онищенко, Э.В. Роль и место сайта «мир детства: история, культура, образование» в процессе формирования системы гражданской и профессиональной идентичности студентов педагогического университета /Э.В. Онищенко//Сборник Международной научно-практической конференции «Формиране на гражданина и профессионалиста в условията на университетското образование». – Габрово, Изд-во ЕКС ПРЕС, 2012 – 485с.

3. Онищенко, Э.В. Феномен детства в современной педагогике и образовании /Э.В. Онищенко, Л.В. Романюк, В.А. Ситаров //Доклады и материалы научной конференции «Высшее образование для XXI века» - М.: МосГУ, 2004 – 325с.

Вторник, 11 Ноября