Мир Детства » Публикации » Проблемы и перспективы интеграции различных видов практик магистрантов педагогического направления

Проблемы и перспективы интеграции различных видов практик магистрантов педагогического направления

Онищенко Элеонора Васильевна
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
onischenko.ella@
yandex.ru

Статья посвящена анализу современных подходов к организации и интеграции различных видов практики (научно-исследовательской и производственной/педагогической) в рамках реализации образовательных программ магистратуры педагогического направления

Ключевые слова: интеграция, компетентность, научно-исследовательская практика, производственная/педагогическая практика

В условиях модернизация современной высшей школы одной из главных задач деятельности ВУЗа становится его объективное развитие и совершенствование на основе достижения нового качества, востребованного окружающим социумом и отвечающего требованиям экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности в различных профессиональных сферах. Именно образование становится сегодня одним из важнейших факторов данного процесса. В частности, в «Концепции модернизации образования» особо подчеркивается, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития общества.

При этом важнейшей фигурой, обеспечивающей решение подобной задачи, является педагог. Поэтому возникает насущная потребность в создании адекватных условий для успешной реализации его социальной и профессиональной миссии, которая предполагает высокое качество профессиональной подготовки, способствующей его личностному саморазвитию, профессиональной самореализации и продуктивной творческой деятельности. На этом основании следует сделать вывод о том, что совершенствование профессионального образования педагогических кадров рассматривается как одна из приоритетных целей и значимых предпосылок социально-экономического и духовно-нравственного прогресса в обществе.

Сегодня возможно обратиться к выводам, которые были сделаны еще в середине XIX века К.Д. Ушинским. В частности, он писал, что «метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» [1, с. 3]. Подобной же позиции придерживался уже в начале ХХ века П.П. Блонский, который особо подчеркивал, что процесс профессионального становления будущих учителей в педагогических учебных заведениях немыслим без педагогической практики. По его мнению, «педагогике невозможно научить книгами и книгами... Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая» [2, с. 119]. Поэтому практику для студента следует рассматривать как очень значимый, сложный и ответственный этап на его пути к профессии учителя.

В связи с этим в рамках подготовки будущих педагогов на всех образовательных уровнях (при освоении программ бакалавриата и магистратуры) возникает необходимость выстраивания целостной, интегрированной системы, включающей все виды практик, предусмотренных ФГОС ВПО. Поэтому следует объективно оценивать реальный потенциал проведения практик различной содержательной наполненности в контексте теоретической и практической подготовки педагогов. Однако обращение к существующему опыту проведения практики в педагогических ВУЗах РФ свидетельствует, что в настоящее время отмечаются определенные противоречия и сложности ее организации.

Так, например, современные исследователи констатируют, что «в ФГОС ВПО третьего поколения из 240 зачетных единиц образовательной программы бакалавра по направлению «Педагогическое образование» лишь 24-30 зачетных единиц (10%) отводится на проведение практики. Такие сроки не способствуют погружению студентов в профессиональную деятельность, мешают ощущению своей ответственности за выполняемую работу, ведут к отказу от долговременного планирования своей карьеры. Данная ситуация требует поиска новых подходов и технологий организации педагогической практики студентов» [3, с. 4]. Подобные тенденции характерны также и для системы подготовки магистров, в том числе осваивающих учебные программы педагогического направления.

Учебный план подготовки магистров по направлению «050100 – педагогическое образование» предполагает проведение научно-исследовательской и производственной (педагогической) практики. При этом научно-исследовательская и педагогическая практика рассматривается сегодня как обязательная составная часть основной образовательной программы профессиональной подготовки магистрантов педагогического направления. Прохождение данных видов практики является частью цикла психолого-педагогических дисциплин и входит в структуру их практической подготовки. В ФГОС ВПО данные виды практик характеризуются как часть профессиональной подготовки магистрантов, направленная на закрепление теоретических педагогических знаний и получение навыков их практического применения, так как эффективность подготовки магистрантов (как будущих профессионалов) не должна ограничиваться только научной или производственной направленностью.

Реформирование современного образования позволило выделить серьезные проблемы, связанные с обеспечением позитивной динамики качества различных видов деятельности современной школы. Потеря престижности профессии учителя и существующее старение кадров заставляет нас обращать особое внимание на подготовку магистрантов. Следует учитывать тот факт, что ценность научно-исследовательской и педагогической практик магистрантов связана с приобретением ими профессионального опыта в решении педагогических и исследовательских задач в сфере образования, а ее главная цель заключается в формировании таких компетенций, которые позволили бы им осуществлять на современном научном и методическом уровне различные виды деятельности в современном образовательном учреждении.

Необходимо подчеркнуть также, что в ходе проведения различных видов практик нужно создавать условия для приобретения студентами определенного педагогического опыта, обеспечивая тем самым базу для развития необходимых теоретических и практически ориентированных навыков научно-исследовательской, учебно-методической, воспитательной и организационно-управленческой деятельности. При этом в ходе оформления программ практики магистрантов следует учитывать комплекс принципов, которые должны сконцентрировать в себе концептуальные позиции современной педагогики и исходные теоретико-методологические требования:

- «принцип непрерывности, согласно которому все виды практик взаимосвязаны друг с другом содержательно и организационно;

- принцип преемственности, связанный освоением нового опыта на основе уже приобретенного на предыдущих этапах;

- принцип возрастающей сложности, т.е. постепенного усложнения заданий магистрам;

- принцип последовательности и логичности, связанный с поэтапным освоением комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, овладением соответствующих профессиональных функций;

- принцип интеграции, предполагающий соединение теоретических знаний и практических умений магистров в самостоятельной профессиональной деятельности;

- принцип личностной активности, предполагающий активность участников и их включение в реальную профессиональную деятельность;

- принцип полифункциональности, предполагающий формирование различных профессиональных функций (организаторская, социально-воспитательная, социально-образовательная, коррекционно-реабилитационной и т. д.);

- принцип педагогического управления и коррекции процесса практики на основе выявленных затруднений и проблем магистрантов с целью коррекции содержания обучения для придания ему большей практической направленности» [4, с.42-43].

1. Особенности реализации этих ключевых принципов можно рассмотреть в контексте организации научно-исследовательской и педагогической практик на примере подготовки магистрантов по программе «Управление качеством начального образования». Подобная магистерская программа ориентируется на ознакомление магистрантов с современными подходами к обеспечению высокого качества образовательного процесса в начальной школе. При этом значительную часть материала следует направлять на решение проблем управления, организации и совершенствования образовательного процесса, а «основное внимание в программе уделяется освоению инновационных технологий практического решения проблем качества образования в условиях переходного периода к новым образовательным стандартам. Выпускники получают необходимые компетенции для работы завучем по начальным классам, высококвалифицированным учителем начальных классов, методистом информационно-методических центров, вести исследовательскую деятельность» [5, с. 5].

На этом основании значимым элементом научно-исследовательской практики магистрантов, обучающихся по данной программе, становится освоение ими таких компетенций как:

- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

- готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

В дополнение к ним организацию производственной/педагогической практики следует ориентировать на освоение таких компетенций, как:

- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;

- готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы;

- готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт.

Именно поэтому следует четко определиться с комплексом заданий, которые должны выполнять магистранты в контексте различных видов практики. Опираясь на своеобразие заявленной магистерской программы «Управление качеством начального образования», необходимо особое внимание уделять тому, чтобы результаты научно-исследовательской практики использовались магистрантами при проведении педагогической практики для подготовки плана организации и проведения исследования по повышению качества различных видов деятельности современной школы. Кроме этого – при разработке конспектов и апробации инновационных средств проведения учебной/ воспитательной/организационно-управленческой деятельности по повышению качества ее работы.

Подобный подход потребовал использовать в качестве основы проектирования заданий для магистрантов компетентностный подход, который, в свою очередь, детерминирован необходимостью овладения магистрантами компетенциями, связанными со следующим комплексом умений: объективной оценки качества образовательного процесса современной школы, выстраивания различных видов деятельности в школе на основе установления оптимального взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создания и эффективного использования условий образовательной среды; проектирования и осуществления собственного профессионального самообразования.

Таким образом, подобная интеграция научно-исследовательской и педагогической практики способствует формированию реальной профессиональной теоретической и практической готовности магистрантов как будущих учителей к организации работы по повышению качества начального образования в конкретной школе. При этом ценность практики для магистрантов заключается в создании условий для приобретения ими опыта научно-исследовательской деятельности в реальных ситуациях обеспечения эффективности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в условиях современной начальной школы и повышения качества ее деятельности.

(Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта 12 – 06 – 12030в)

Библиографические ссылки

1. Педагогическая практика в начальной школе /Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. – М.: Академия, 2000 – 272с.

2. Блонский П.П. Мои воспоминания. – М.: Педагогика, 1971 – 174с.

3. Прохорова И.К. Роль педагогической практики в формировании профессиональной мобильности будущего педагога. Автореф. дис. канд.пед.наук – Тюмень, 2012 – 27 с.

4. Котова С.А., Онищенко Э.В. Роль и значение производственной/педагогической практики при подготовке магистра //Проблемы современного образования: исследовательский поиск. Сборник научных статей. – СПб.: Свое издательство, 2014 – 137с.

5. Вергелес Г.И., Граничина О.А., Онищенко Э.В. и др. Методическое пособие: Магистерская подготовка в области начального образования – СПб.: Изд-во ВВМ, 2012 – 244 с.

Вторник, 11 Ноября